Конструктор давно мертв и выпотрошен, но дело его живет. Он оставил старинную шкатулку с фотографиями новых "испытуемых", которым следует заново оценить жизнь, взглянув в лицо смерти. Почти в самый нынешний Хэллоуин выходит шестая часть садистской киноигры "Пила", в которой людей кромсают, распиливают и разрывают на части - чаще всего они сами. Массы зрителей идут смотреть на это так же добровольно - есть что-то, что обязывает их изнутри.
Всех современных "маньяков с идеями" породил Ганнибал Лектер - придуманный писателем Томасом Харрисом гениальный естествоиспытатель человеческой психики и плоти. Автор чудовищной игры в серии "Пила" - маньяк Джон `Джигсо` Крамер - своеобразное переложение образа Ганнибала Лектера. Сам киносериал "Пила" при этом - менее умное и более наглое перерождение фильма "Семь", взращенное на идее об изначальной виновности (в силу порочности) любого представителя человечества.
Шестая часть "Пилы" призвана распутать все узлы, завязанные предыдущими сериями, и, образно говоря, разложить все отпиленные органы по местам. Франшиза устала - об этом говорят не только начавшие снижаться кассовые сборы, но и то, что самое вкусное в шестой "Пиле" - флэшбэки.
Кадры, где Конструктор еще живее всех живых - пристально смотрит, задает неудобные вопросы автору формулы страховых выплат, общается с Амандой и с Хоффманом - согревают приятной ностальгией. Можно по-разному относиться к новой "Пиле", но развязка гордиева узла предыдущих частей в ней выстроена здорово. Блестящий финал - то, благодаря чему "Пила 6" удалась, несмотря на приевшиеся испытания и обыгранную уже всяко идею Джона-Конструктора про переоценку жизни на пороге смерти.
Сценаристы Маркус Данстэн и Патрик Мелтон пугают изобретательностью и тем, что, выдумывая новые "машины смерти", сумели не повториться с оборудованием из предыдущих фильмов. Оборудование для истязаний в шестой "Пиле" не такое хитроумно-изуверское, как в четвертой, но все равно серьезно впечатляет. Жестокость - на прежнем уровне, хотя самая кошмарная и отчаянно-кровавая сцена дана в начале, прологом к фильму.
Считается, что серия "Пила" - для фанатов, потому что сюжет сквозной, и сторонним зрителям последней (по времени) части сложно будет вникнуть в происходящее. На самом деле убежденные в этом кривят душой (за что, конечно, заслуживают Испытания) - сюжет садистской франшизы запутан и извилист настолько же, насколько ножовка - сложный инструмент. "Пила 6" особенно предсказуема: едва очерчен круг действующих лиц, становится очевидно, чем все закончится.
Взглянем честно, как на свою жизнь на грани смерти: "Пилу" мы ходим смотреть не из-за философии - нам нравится видеть, как плохие люди кричат и мечутся, пытаясь выжить или хотя бы отсрочить ужасную смерть в тисках хитроумных механизмов. Все испытуемые - гады, что снимает моральную диллему для зрителя, не желающего копнуть поглубже. За все шесть фильмов не нашлось ни одного испытуемого, который отказался бы играть в игру Конструктора и достойно прожил бы последние минуты. Все отвратительны перед лицом смерти, потому что душонка у них гнилая: так, значит, собаке - собачья смерть, ура?
В древние времена желание "зрелищ" имело вполне определенное кровавое значение - это сейчас торговцы превратили его в рекламно-развлекательный суррогат (и за это заслуживают Испытания). В романе "Ганнибал" описывается европейская выставка "Средневековые орудия пыток" - на которой доктор Лектер рассматривал не экспонаты, а наблюдал за лицами людей - потому что "суть пороков воплощалась вовсе не в Железной деве или в шесте с шипами для снятия кожи с живого человеческого существа; самую мерзкую сущность человеческого духа, его изначальное уродство лучше всего было видно в выражении лиц зрителей".
С "Пилой" точно так же: самое страшное в ней - не мучения "испытуемых", а аплодисменты зрителей на титрах. На выходах из зала с "Пилы" следует поставить специальные камеры, фиксирующие удовольствие на лицах - все эти люди заслуживают Испытания в первую очередь.
"Пила 6" - очередной фильм серии, не более и не менее ужасный, чем предыдущие, и на самом деле давно превратившийся в ежегодный садистский аттракцион. В шестой части радует финал, венчающий всю серию по-своему элегантной развязкой. В конце все становится на свои места - фанаты будут довольны.
Финал шестой "Пилы" было бы превратить в мощное завершение всей серии, но киносериал, в основе которого - вечный двигатель человеческих пороков, будут продолжать пороки продюсерские. В конце шестой части оставлены в живых подозрительно многие, и уже готовится "Пила 7" с премьерой в следующем октябре.
Приятно думать, что первые части серии появились из идеи, а жажда денег пришла позднее - но сейчас авторы "Пилы" исчерпали все, что действительно хотели сказать и работают за зрителя и за доллар. И они, конечно, тоже заслуживают Испытания.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов