30 лет назад состоялась премьера фильма, который ныне известен всем от мала до велика. Именно благодаря ему поколения зрителей узнали, что такое пространственно-временной континуум, какова скорость перехода в иную его точку, как делаются величайшие открытия в истории человечества, и о том, что самая главная тайна мироздания заключена в женщине.
Вопреки расхожему мнению, фильм Роберта Земекиса "Назад в будущее" и два его продолжения, конечно же, не о путешествиях во времени. Он о дружбе, не знающей различий в возрасте, о преданности, граничащей с самопожертвованием, о любви, не считающейся с препятствиями, и о том, что самые смелые и светлые идеи юности ни в коем случае не должны быть принесены в жертву лени, страху и предрассудкам общества.
Подросток из абсолютно неблагополучной семьи, в которой мамаша медленно, но верно движется к циррозу печени, папаша - к полной деградации, а один из дядей перманентно сидит в тюрьме, дружит со странным стариком, который, мало задумываясь о последствиях для родины, берется собирать грязную атомную бомбу для ливийских террористов, а в итоге едва не становится причиной противоестественной связи юного друга с собственной матерью. Можно ли представить более неподходящую для легкой фантастической комедии историю?
Роберту Земекису и Бобу Гэйлу под чутким руководством Стивена Спилберга удалось преподнести ее зрителю столь изящно, что даже спустя 30 лет, в эпоху всеобщего страха перед терроризмом, борьбы с сексизмом и натужной политической корректности, она не выглядит вызывающей или устаревшей. Наблюдая за приключениями Дока Брауна и Марти МакФлая, мы не видим ничего противоестественного в их дружбе, а настойчивые домогательства юной Лоррейн Бэйнс к своему собственному сыну - лишь смешной подростковый бунт в преддверии сексуальной революции.
Создатели фильма смогли собрать на площадке поистине выдающийся ансамбль молодых актеров. Майкл Дж. Фокс (Марти МакФлай), Лиа Томпсон (Лоррейн Бэйнс), Криспин Гловер (Джордж МакФлай), Томас Ф. Уилсон (Бифф Таннен) абсолютно не уступают более опытным коллегам старшего поколения, а способность Томаса Ф. Уилсона преображаться в героев совершенно разного возраста и эпох и вовсе достойна отдельного курса в актерских школах. Все они совершенно не уступают и бесподобному Джеймсу Толкану, обессмертившему себя крошечной ролью мистера Стриклэнда, и самому Кристоферу Ллойду, который обеспечил образу Эммета Брауна столько искренности и энергии, что по праву занял место в списке самых ярких героев современного кино.
Влияние "Назад в будущее" на всю современную культуру трудно переоценить. И дело не только в том, что в дальнейшем вселенная фильма была расширена за счет книг, анимационных сериалов и видеоигр, а сам он стал объектом для многочисленных подражаний и пародий. "Назад в будущее" породил целый пласт научно-фантастических кинопроектов, в которых обыгрывалась опасность манипуляций пространственно-временным континуумом, и послужил вдохновением для вполне себе серьезных научных и инженерных изысканий, начиная от кроссовок с автоматической застежкой, заканчивая экспериментами с левитацией.
Но главное, конечно, в другом. "Назад в будущее" и 30 лет спустя неизменно вызывает интерес у разных поколений зрителей. И всякий раз, услышав знакомые аккорды блестящей музыки Алана Сильвестри, мы тянемся к экранам самого разного калибра, мы смеемся и восклицаем: "Святые угодники".
Автор: Andrew