После разгрома под Москвой гитлеровских полчищ к противоборству СССР и фашистской Германии подключились оккультные службы. Немецкая `Анненербе` вызвала со дна Чудского озера тевтонских рыцарей во главе с бароном фон Вольфом, советский 6-й отдел КГБ в ответ послал пионерку Надю - единственную выжившую из геройского Первого отряда пионеров-спецназовцев - за погибшими товарищами прямо в ад. Битва мертвых пионеров с фон Вольфом должна решить исход Ржевско-Вяземского контрнаступления зимой 1942 года.
Придуманный московскими авангардистами мультфильм нарисован японской студией "4°C" под руководством режиссера Йошихару Ашино. Отсюда - стилистика японских комисков - манги, завернувшая Великую Отечественную в самурайско-оккультный переплет. "Манга" с японского, кстати, буквально означает "гротеск" или "странные картинки", так что Климов и Шприц историей про пионеров-зомби на фронтах Великой Отечественной попали в жанр, как в копеечку.
Суровая история Великой Отечественной войны и сумасшедший стиль манги, лихо скрещенные новаторами Михаилом Шприцем и Алексеем Климовым (которые в своем роде - наши Невелдайн и Тейлор), породили странный симбиоз, бьющий рукоятью катаны по органам восприятия. Авторы мультика сумели не просто совместить чужеродные один другому жанры, но и проделали это так ловко, что их творение умудряется воздействовать на зрителя с той же силой, что и лучшие образчики каждого из совмещенных жанров в отдельности.
Главное, что скрепляет мангу с Великой Отечественной - ловко закрученная интрига, в которой смешались сны-предчувствия, советское наступление, катаны, генерал КГБ и некропортатор. Каждая из составляющих при этом дарит положенный ей "чистый" поток впечатлений, полный набор которых порождает непредсказуемое впечатление от мультика у конкретного зрителя - от восторга до полного неприятия.
Военные сцены начиная с бомбежки и контузии белокурой пионерки Нади создают на удивление мощное ощущение трагичности и безысходности войны - ужаса, перед которым все остальное съеживается.
Скупые кадры боевых действий и военного парада в Москве 7 ноября 1941-го будоражат соприкосновением с реальностью тех лет, наплевав на мультяшность, - сильней, чем иные сцены военной хроники.
Второе лицо мультфильма - со стороны манги - наоборот, нарочито сюрреалистично. Киллерши-эсэсовки в коже на мотоцикле и старый монах-воин, катана, повязанная пионерским галстуком, и схождение в ад в стиле фильма "Константин" заставляют забыть, что кино, в общем, про Великую Отечественную, и черпать визуальное удовольствие в блеске стали и разлетающейся горохом крови.
Киноманы "со справкой", полюбившие "Первый отряд" на тринадцатой минуте, усмотрят недостаток ленты лишь в одном - какой-то прямо издевательски малый хронометраж не дает героям мультика развернуться и обзавестись эмоциональными связями, что для анимэ обязательно, даже если оно про пионеров.
Ученые и ветераны, важно вещающие в "мокьюментарных" вставках между событиями, - в мультике не для придания налета достоверности, как все решили. Это скорее самоирония авторов и одновременно - мощный пинок тем тупицам, непонятно для чего оказавшихся в зрительском зале, бормочущим про бредовые идеи сценаристов и оскорбление памяти участников войны. Мы ни черта не знаем про то, каково там было, как могло быть и как не могло, а по отношению к героям всех фронтов "Первый отряд" снят с огромным уважением. К тому же в сценарии оставлена лазейка, позволяющая авторам в случае чего сделать удивленное лицо и сообщить, что первоначальный замысел был - экранизировать бред контуженной пионерки, а вы что подумали?
К "Первому отряду" можно относится по-разному, но не признать его новым словом в культуре и отечественной кино-действительности будет глупо. В эпическом мело-боевике "Перл-Харбор" Майкла Бэя есть отличный диалог двух американских летчиков, готовящихся взлететь с авианосцев и провести дерзкую бомбежку Токио. Один говорит: "Мы сумасшедшие, что в это ввязались", а другой, рисуя меч на фюзеляже бомбардировщика, пытается его приободрить - мол, брось, мы острие меча!
"Первый отряд" на зрителей производит похожий эффект. Это опыт не без недостатков, но по своей дерзкой храбрости и искусной палитре впечатлений этот мультик словно клинок огромной точности, остроты и мощи - острие меча.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов