Слишком много Диснея. Примерно такая фраза не устает звучать в голове на протяжении всего просмотра фильма, который полон не только типичных сюжетных ходов, но и откровенной рекламы "Звездных войн". Это не то чтобы совсем плохо - детишки так вовсе будут в диком восторге - но на добрые две трети "Земли будущего" Брэд Берд будто бы утратил способность снимать фильмы одинаково интересные и взрослым, и детям, лишь в последний момент успев включить свой реактивный ранец и не рухнуть лицом в землю. Это не тот шедевр, которого ожидали от Берда после его предыдущих работ, а скорее достаточно типичное для диснеевских фильмов приключение из точки А в точку Б, сопровождаемое всевозможными футуристическими штучками. Наверное, если бы создатели не скрывали так тщательно ото всех сюжет, то вышло бы совсем неинтересно.
Чем ближе приближаешься к финальным титрам, тем сильнее проникаешься к Брэду Берду одновременно безмерным уважением и злостной ненавистью. Уважением, потому что он умеет привнести в свои фильмы – будь то анимационные или полнометражные – частичку какой-то совершенно особенной, беспрецедентной магии, которая пленяет и подкупает, и иногда против воли заставляет верить в чудеса и счастливое будущее. Ненавистью же, потому что особенно под конец внезапно наступает впечатление, что Берд сидит за твоей спиной с молоточком, долбит им тебя по голове и приговаривает: “Ну теперь то ты понял? Понял, как себя вести надо?”. А такой назойливый эффект вторжения вызывает скорее немедленное отторжение на физиологическом уровне. Берду стоит пересмотреть “Начало” Кристофера Нолана, чтобы понять, как аккуратно следует сажать ростки идей в человеческих головах.
Однако, в чем-чем, а в изобретательности Берду не откажешь. Не только сама “Земля будущего”, но и путь к ней полны технологических изумлений и аппаратов, вызывающих почти щенячий восторг. Экшен сцены безумно впечатляют: яркие, оригинальные и захватывающие они не позволят скучать. Полеты в ванной над густыми лесами, драки с человекоподобными роботами, порталы в другие миры, взмывающие в космос ракеты и перемещения в пространстве и времени – это далеко не все, что ждет вас на экране. По крайней мере, такой набор сюжетных штучек не позволит скучать большинство из отведенных фильму двух часов. Отдельные моменты пленяют безбашенным темпом, отчего после них только обиднее переходить к кажется бесконечным разговорам и поездкам на машинах в разные стороны. Фильм постоянно скачет между настроениями и жанрами, делая дорогу к третьему акту ухабистой. Как будто Берд так до конца и не смог определиться, что он снимает: захватывающую приключенческую драму или второсортный фильм для диснеевского канала.
К тому же, как бы не хотелось похвалить Дэймона Линделофа за находчивость и неожиданные повороты сюжета, диалоги персонажей просто не позволяют этого сделать. Линделоф так старательно все разжевывает сам, что зрителям жевать остается толком нечего. Пафосные монологи героев и их не смешные шутки избороздили сценарий бороздами. Самое удивительное, что блестящий каст отличных актеров не в состоянии их зрителю “продать”. Поистине достойны высокой оценки старания ветеранов Джорджа Клуни и Хью Лори, которые выкладываются по полной, но которым совершенно нечего делать. Бриттани Робертсон уверенно тащит на себе фильм, представая убедительной и органичной главной героиней. Дети же как обычно получились неоднозначными: Рэффи Кэссиди, играющая помощницу скажем так героини Робертсон, запомнилась, а вот Томас Робинсон (персонаж Джорджа Клуни в детстве) страшно раздражал чересчур экспрессивной игрой, но при этом абсолютно постным выражением лица.
Так стоит ли все-таки посетить “Землю будущего”? Пожалуй да, и вот почему. Посыл, несмотря на назойливость, все же трогает, и он впервые предлагает сценарий, в котором у нашей планеты фактически есть здоровое полноценное будущее, а не жизнь в руинах среди зомби и мутантов. Финальный поворот картины на 180 градусов оставляет неизгладимое впечатление не столько от неожиданности, сколько от осознания, что же не так с нашим будущим. Кому-то объяснение покажется чересчур наивным и простым, но это не убавляет от его правдивости. А то, на какой чистой прекрасной ноте фильм заканчивается, берет за живое. В финале торжество великолепных визуальных эффектов, лиричность проникновенной музыки Майкла Джаккино, превосходная работа актеров и операторская работа высшего класса Клаудио Миранды срастаются в эффектную концовку, которая заставляет подзабыть прочие минусы и покинуть зал с чувством пусть не удовлетворения, но приподнятости духа, что само по себе редко в наши кинематографические будни.
Автор: OlegD