Крылатая фраза, со времен Юлия Цезаря означающая некое решительное действие и точку невозвращения, как нельзя лучше подходит для краткого описания фильма "Мстители 2: Эра Альтрона". Если после первого фильма сюжет еще мог развиваться в любом направлении, а в дальнейшем команде супергероев противостоять любые злодеи из библиотеки Marvel, то вторая серия не оставила никакого пространства для маневра. Жребий брошен!
"Мстители 2" в некотором роде фильм-предисловие. В смысле его значения для развития всей франшизы. У его создателей уже не было задачи продемонстрировать, насколько слажено действуют столь разные персонажи в одной команде, не требовалось заострять внимание на способностях каждого из них, и даже мощь их противника не имела решающего значения.
К функции "моста" между двумя "Фазами" добавляется еще один важный элемент - притча об абсолютном оружии и ответственности его создателя. Сюжетная линия Альтрона - это не просто история еще одного неудачного изобретения, это символ эволюции Тони Старка (Роберт Дауни мл.), его постепенного превращения из антисоциального гения в человека системы, который берется решать не только сиюминутные проблемы, но оправдывает установление тотального контроля над человечеством.
В этой концепции, как это не покажется странным, сам Альтрон не выглядит таким уж злодеем, но, скорее, персонажем драматическим, вроде монстра Виктора Франкенштейна, горящего ненавистью к своему создателю и к людям вообще. Сценарист и режиссер Джосс Уидон выдержал нужный тон, отказавшись от низведения Альтрона до уровня очередного взбесившегося робота.
Несмотря на некоторую вторичность по сравнению с другими противниками Мстителей, вроде Локи, образ Альтрона выписан очень тщательно, безусловно, во многом благодаря тому, что за CGI-картинкой скрывался Джеймс Спэйдер. И в целом, его значение не исчерпывается лишь буквальным противостоянием всех его сущностей с героями, он становится причиной появления Вижена и, как следствие, дальнейшего углубления конфликта в стане Мстителей. К слову, самому Вижену (Пол Беттани) в общем хронометраже картины уделено предельно мало времени, что лишь подтверждает версию о переходности "Мстителей 2".
Что касается других второстепенных персонажей, то смысл появления некоторых из них так и остался неясным. Если с бароном фон Стракером (Томас Кречманн) все очевидно: он хотя бы олицетворяет собой то, что осталось от Гидры, то появление и молниеносное исчезновение оружейного барона в лице Энди Серкиса трудно поддается объяснению. Либо у этого героя будет более внушительная партия в следующих кинопроектах Marvel, либо это просто дань уважения мастеру "motion capture", которого материнская компания Walt Disney планирует задействовать во многих других своих проектах.
Совершенно неожиданное развитие получил Соколиный Глаз (Джереми Реннер). Не будет преувеличением сказать, что значительная часть сюжета выстроена вокруг него. Вероятно, таким образом Джосс Уидон хотел объяснить и зрителям, и себе самому, в чем ценность этого рядового в общем-то человека для команды, в которую входят супершпионка, суперсолдат, мутирующий ученый, скандинавский бог и создатель высокотехнологичных оборонных систем с неограниченными финансовыми возможностями. Получилось весьма неплохо, а временами даже мелодраматично.
Но, конечно, главными ответственными за мелодраматическое наполнение оказались Брюс Бэннер (Марк Руффало) и Наташа Романофф (Скарлетт Йоханссон). Создателям картины удалось с изрядной долей иронии обыграть историю амазонки, укрощающей дикого зверя. Естественно, без всяких сожалений, отплытия в закат и "жили они долго и счастливо".
Да, и в целом, с юмором в фильме все обстоит именно так, как большинство зрителей и ожидают от проектов Marvel. Он непритязателен и легок и четко выполняет свою функцию связующего звена между наполненных ураганным действием эпизодов. Как следовало еще из ранних роликов, значительная часть шуток строится вокруг одержимости Тора (Крис Хемсворт) своим молотом, который, как известно, поднять может только достойный. Любой из примеров может оказаться лютым спойлером, поэтому оценить все колкости на этот счет зрители смогут сами.
О спецэффектах и экшен-сценах, можно сказать лишь одно: это фейерверк в честь большого государственного праздника, по сравнению с которым аналогичные сцены из первой части - не более чем шутиха для домашнего торжества. Самыми яркими моментами этого визуального пиршества являются схватка Тони Старка в Халкбастере с Халком и, конечно, финальная битва Мстителей с полчищами Альтрона. Представленные в роликах ее фрагменты, безусловно, не дают представления о масштабе и классе работы операторов и кудесников из ILM. Ничего подобного на экране зритель ранее не видел.
Итого. "Мстители 2: Эра Альтрона" - это самый мрачный и масштабный из снятых до этого момента фильмов студии Marvel. Не столь стройный, как, скажем, "Первый мститель 2: Другая война" или "Железный человек", но захватывающий и умело балансирующий на гранях нескольких жанров. Ну, а короткая сцена после титров служит исчерпывающим объяснением, ради чего все это собственно затевалось.
Автор: Andrew
P.S. А вот этой странной оголяющейся у подземного пруда дамы в фильме не оказалось. Кто бы это мог быть?