KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия на фильм "Номер 44". Конформизм

18.04.2015

Ныряя в мутные воды полемики, буквально поглотившей все разговоры о фильме "Номер 44" после отмены российского релиза , надо заметить, что действия Министерства культуры РФ после просмотра представляются как минимум логичными. С другой стороны, они также как будто подчеркивают, что все события, показанные на экране, имеют под собой весьма твердую почву. Да, мы возвели новые фасады, и от Москвы, как она показана в картине Дэниела Эспинозы, уже мало что осталось, но можно ли навсегда отгородиться стеной от грехов прошлого, игнорируя их бурей патриотических фильмов? Еще интереснее однако будет вопрос, готовы ли мы признать, что так было? Потому что чему не откажешь в фильме, так это в иногда жуткой реалистичности происходящего.

Смотреть российскому зрителю такой фильм будет очень больно. Даже тем, кто не наблюдал происходившее в СССР собственными глазами. “Номер 44” подобен страшной сказке неожиданно оказавшейся правдой. Черные машины, сливающиеся с темнотой ночи, холодные коридоры, полнящиеся леденящими душу криками, безжалостные расстрелы без суда и следствия. “Номер 44” повествует о возможно самом темном моменте российской истории, когда страх постоянно висел в воздухе горькой пылью, и грифели карандашей стачивались под написанием бесконечных имен так называемых предателей родины. И Эспиноза во многом как будто наследует стиль Спилберга из “Списка Шиндлера”, показывая как герой Тома Харди – успешный следователь и герой войны – в одно мгновение оказывается “за бортом”, преследуемый, порицаемый, ложно обвиняемый.

Харди олицетворяет собой неподвижную силу. Его присутствие на экране ощущается буквально на физическом уровне. Его внимание к деталям и поистине виртуозная способность выражать сотню различных эмоций одними глазами поражают. Его сцены с Нуми Рапас и Джоэллем Киннаманом буквально держат за горло. Рапас уже доказала, что она актриса высшего калибра, но видеть Киннамана в столь сильной, будоражащей роли стало настоящим откровением. Тут надо отдать должное Эспинозе, который несомненно является двигателем всего проекта. Нет, он не выжал из актеров все соки. Он их ловко выудил тонким крючком, потому что можно смело сказать, что весь актерский состав, даже Джейсон Кларк, выдает игру очень тонкую, эмоциональную и насыщенную в своей стагнации.

Возможно они играют даже слишком хорошо, потому что только актеры, да режиссер тянут иначе весьма затянутый, перегруженный сюжет. Сценарист проекта предпринял слишком буквальную, слишком последовательную адаптацию книги Тома Роба Смита. Где-то на середине создается четкое ощущение, что создатели хотели слишком многое прокомментировать: и гомофобию, и Сталинский режим, и личные, не до конца здоровые отношения главного героя и его жены. В итоге, собственно основной сюжет, заключающийся в поисках серийного убийцы детей, оказался задвинутым на второй, а то и на третий план, становясь больше поводом для повествования о времени и месте действия, чем собственно адекватной историей на фоне исторических событий.

При этом в фильме много по-настоящему мощных сцен, поэтому поначалу он захватывает своей натуралистичностью, мастерством рассказа, но длинный хронометраж не позволяет ему удержаться на этих тонких рельсах слишком долго. Сценарий быстро начинает провисать во многих моментах, превращаясь в этакий график непоследовательности. Это не есть плохо, ведь “Номер 44” охватывает очень очень много, однако это не есть интересно. Захватывающим триллером фильм язык не повернется назвать. Это скорее историческое исследование, которое стоит увидеть, но иногда очень хочется прервать для короткого перерыва.

Безусловно несколько выручает высокое качество картины. Драматическая операторская работа и напряженная музыка, иногда прерываемая нежными тихими нотами, способствует поддержанию напряженной атмосферы, а впечатляющий дизайн костюмов и декораций добавляет почти документальной аутентичности происходящему. Хоть имеющиеся в фильме бои и запечатлены уже привычной шатающейся камерой, чтобы скрыть недостаток бюджета, их легко оправдать стилистическими режиссерскими решениями. Они так или иначе скорее вовлекают в действие, чем выдергивают из него.

“Номер 44” получился очень крепким фильмом, вдумчивым и неожиданно злободневным, напоминающим о том, что несмотря на перестройку общества в конце 20-го века, черты прежней России можно распознать и сейчас. Вопрос скорее в том, сможем ли мы действительно принять прошлое, чтобы двигаться в будущее, и делает ли нам Министерство культуры РФ услугу, отказываясь от показа подобных фильмов накануне Дня Победы, или наоборот старается пустить побольше пыли в глаза? Даже если большинство показанного в “Номере 44” не имеет под собой веских доказательств, правда всегда скрывается где-то посередине, и несмотря насколько мучительной она может быть, не слишком ли высока цена, чтобы ее игнорировать?

Автор: OlegD

Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

Apple отказалась от сиквела "Одиноких волков" с Джорджем Клуни
Студия не будет финансировать продолжение боевика с участием сторонника Джо Байдена
Идрис Эльба сыграет в фильме "Властелины вселенной"
Звезде "Прометея" досталась одна из ключевых ролей
Ридли Скотт сравнил героя Дензела Вашингтона из "Гладиатора 2" с Трампом
Режиссер считает, что персонаж очень похож на избранного президента США
Сериал "Чужой: Земля". Что о нем известно?
Стало известно место нового сериала во временной шкале франшизы "Чужой"
Лучшие российские и зарубежные сериалы ноября 2024 года
"Дайте шоу", "Молот ведьм", "Дюна: Пророчество", "Департамент", "Дети перемен"
Рецензия на ремастер игры "Until Dawn" 2024 года
Новая версия культовой игры "Until Dawn" стала отличной прелюдией к грядущей экранизации