Интересные диалоги иногда в нашем кино попадаются… Например, вот такой: парень с девушкой долго и нудно шляются ночью по городу, и вдруг ни с того ни с сего он задает вопрос. "Хочешь досмотреть?", - и голубыми глазищами смотрит на нас в упор, прямо в камеру. "Да ну, - вздыхает в ответ полусонная барышня, - это совершенно необязательно… Думаю, что пора уходить". Я от неожиданности чуть было не проснулась. Это ж надо, какой уровень самокритики у авторов фильма! Кстати, единственный зритель в зале (ну, кроме меня) после этой фразы действительно встал и ушел. А я вот осталась. Досыпать.
И сквозь сон мучил меня только один вопрос: "На кой ляд я обругала последние "Елки"? Ведь по сравнению вот с этой нескончаемой и бестолковой канителью новогодний ляп студии Бекмамбетова смотрится почти как шедевр. Там, во всяком случае, продюсеры хотели найти что-то новое, пошли на риск, пытаясь спасти франшизу. А Георгий Малков и Эмиль Никогосян, авторы злополучных "Мам 3", ничего спасать не хотели. Их и так все устраивало. И они решили ничего не делать. То есть вообще НИЧЕГО.
При этом формат фильма изменился почти до неузнаваемости. Если помните, то "Мамы" и "С новым годом, мамы!" были сделаны по принципу "лоскутного одеяла": сборная солянка из самых разношерстных историй, которые, в отличие от тех же "Елок", никак не пересекались между собой. Крошечные сюжетики могли быть грустными, веселыми, смешными, глупыми, слезливыми, снова глупыми, но за счет своего разнообразия, за счет частой смены места действия и огромного количества звезд, успех (или хотя бы зрительский интерес) фильмам был обеспечен.
А что теперь? Актеров-звезд всего 5: Анастасия Заворотнюк (известная телеведущая Надежда Пушкарева), Мария Семкина (бывшая гувернантка), Ольга Волкова (деревенская бабушка Антонина Ивановна), Андрей Ургант (влюбленный пенсионер Виктор) и Гарик Харламов (Гоша, Викторов сын). Первая троица перекочевала в фильм из первой серии, Гоша – из второй. (Еще, правда, заявлен Тимур Родригез, но его присутствие столь мимолетно, что оно ничего особо не меняет). Место действия - пустынный польский городок, ночь. Барышни полночи шатаются по безлюдным улицам в поисках приключений и … никак не могут их отыскать. Ну и что, что 31 декабря поляки не празднуют Новый Год. Для них это самая тихая ночь в году. И поэтому город спит. Зрители, кстати, тоже.
А дальше. Нет, вы не поверите – дальше абсолютно ничего не происходит. Русские мамы бесконечно о чем-то болтают, куда-то ходят, кому-то звонят, покупают продукты для оливье, через пару минут о них забывают. И все это так ненужно, неинтересно, случайно. Немного спасают флешбэки (мамочки постоянно вспоминают своих отпрысков, когда те были маленькими), но в реальном киношном времени детей нет – они где-то далеко и, к тому же, давно выросли. Поэтому, если вы шли в кино за трогательными историями а-ля "дочки-матери", то смело тащите билет обратно в кассу.
Теперь по поводу жанра. Несмотря на откровенную "слезливость" некоторых новелл, предыдущие "Мамы" все же были комедией. А вот "Мамы 3" уже стопроцентная мелодрама, и, несмотря на присутствие Харламова, смеховые моменты отсутствуют совершенно. С праздничным настроением тоже беда: оно есть немного в самом начале (русский аэропорт) и пять минут в конце, когда герои таки устраивают обещанный в трейлере "расколбас". Кстати, начинается он ("расколбас") очень даже "оригинально": услышав по радио Гошино объявление о надвигающемся празднике, поляки стройными рядами выходят из домов, становятся кучкой у местной елочки и слушают песню своего же местного исполнителя. Потом кто-то из главных героев восторженно вопит, что "это его самый лучший Новый Год", и сразу же начинаются титры. Повторюсь: вся "веселуха" длится ровно пять минут.
Да, кстати, продюсеры уверяют, что "Мамы 3" последние и других не будет. Гм… Почему я совсем не плачу по этому поводу, вы не в курсе?
Вера Аленушкина