В мрачном постапокалиптическом мире, спродюсированном двумя Тимами – Бертоном и Бекмамбетовым, в чудом не развалившемся от разрушений доме приходит в себя дерюжная кукла с номером 9 на спине. Постепенно девятый узнает, что все живое в мире уничтожили злобствующие красноглазые машины: остались лишь восемь кукол, с которыми ему предстоит выяснить, откуда он и зачем. Грустный немой мультик Шейна Эккера большие деньги раздули до полнометражки – как выяснилось, зря.
Как и другой последний герой эры большого кино, Керри Конран (автор "Небесного капитана и мира будущего"), Шэйн Эккер сначала нарисовал свой фильм на домашнем компьютере. Конрану меньше повезло с продюсерами, его детище с самого начала было категорически немассовым – и героически потонуло в прокате, осев в киноколлекциях горстки ценителей.
Эккера после волнующей короткометражки про куклу, сражающуюся с механическим псом, присмотрели зубастые монстры киноиндустрии – гений киноатмосферы Тим Бартон и гений кинорекламы Тимур Бекмамбетов. Они уговорили аниматора на большой фильм про ту же куклу – с разговорами, объяснениями и спасением мира.
Вот только в "Небесном капитане" целое было больше составляющих, а мультик "Девять", собранный из чудеснейших деталей, почему-то остался без души.
"Девять" впечатляет оригинальной сюжетной задумкой – куклы с глазами-объективами и всякими механическими внутренностями влюбляют в себя больших и маленьких зрителей с первого появления на экране. Гибель человечества, не оставившего после себя в наследство ни причин, ни объяснений, создает в мультике мощный минорный фон. Жизнь кончилась – победят куклы бездушных машин или нет, они все равно останутся в пределе вечной печали.
Такая основа обещала пронзительную историю, ярких кукол-героев и их судьбы на фоне угасшего человечества. Что-то в механизме дало сбой: история в мультике "Девять" пряма и проста, как гвоздь, экшен неизобретательный, а герои слишком односложны.
Есть, правда, ряд моментов, которые заставляют встрепенуться и чуть-чуть затрагивают эмоции: Девятый трогает патрон, куклы передвигаются под каской, близняшки Третий и Четвертый кружатся на пластинке играющего граммофона. Но мысль о том, насколько можно было сделать мультик пронзительней и душевней – с такой задумкой! с такими героями! – убивает едва ли не сильней, чем гибель всего человечества.
Оригинальный мультик Эккера отличало внимание к деталям, скрупулезность дерюжной куклы в применении повседневных мелочей из человеческого мира в борьбе против робота-пса, намного превосходящего куклу по силе. Раздутый до полного метра "Девять" пытается выехать на том же самом – заостряет внимание на обычных для нас предметах, находящих неожиданное применение в руках кукол – но поразительно фальшивит в акцентах, и превращает борьбу не на жизнь, а на смерть в аттракцион, где финал заранее известен. Куклы умиляют и радуют, но их судьба совершенно не трогает – магия одухотворенности тряпичных телец, созданная короткометражкой, в мульте "Девять" совершенно испарилась.
Критики из тех, кого не тронул мульт, дружно обрушились на Глуховского – мол, это он убил атмосферу: в оригинальной озвучке она-де присутствует, а в нашей попсовый фантаст ее испортил. На самом деле Глуховский выдал отличный текст, а Хабенский, Ларсен, Хазанов, Золотухин и другие постарались на славу при его оживлении. Но все их усилия не смогли бы зажечь искру и вдохнуть душу в картину, в которой изначально не было души.
Самоочевидный посыл истории про кукол в постапокалипсическом мире – душа против машины – обесценен тем, что мультик сам поражен механистичностью, против которой направлен. Может быть, Бертону, Бекмамбетову и Эккеру "Девять" станет уроком, что нельзя оживить творение, вкладывая в него только часть души.
Автор: Дмитрий ‘Римайер’ Жигалов