Мировой кинематограф порой превращает короткие рассказы в кинополотна удивительной силы. Чего стоит хотя бы кинговская "Рита Хейворт в Шоушенской тюрьме", по которой француз Дарабонт снял великий фильм "Побег из Шоушенка".
Шахназаровская "Палата № 6" - к сожалению, не тот случай. Фильм снят очень близко к чеховскому тексту, хоть действие и перенесено в современность. Герои порой говорят по-старинному высокопарно – "Воссияет заря новой жизни, восторжествует правда" и другое в таком духе – но чеховский текст все равно переигрывает всю остальную постановку.
Шахназаров, как это в школе говорилось, "написал ленивое сочинение". Рассчитывая, что русский классик все скажет за него, режиссер и автор сценария не привнес в фильм ничего нового, сделав сухую и скучную адаптацию. Но фильм и литература воздействуют по-разному, и экранизированная "Палаты № 6" потеряла все живое воздействие текста.
Режиссер попытался заменить содержательную адаптацию рассказа формальной и выехать за счет стиля. Псевдодокументальная трясущаяся камера и форма повествования почти как в "Районе № 9" добавляют, конечно, эффект присутствия в "Палате № 6", но нужно ли вообще зрителю присутствовать там?
Фильм немного облагораживает актерская игра. Рагин – Владимир Ильин предстает печальным и задумчивым доктором-"Обломовым", вязнущим в окружающей тупости и пошлости. Убогий сценарий – калька не предназначенного для экрана текста Чехова – не позволил Ильину полностью раскрыть своего героя, но он вызывает сочувствие и держит на себе весь этот шаткий фильм. На 31-м Московском международном кинофестивале Ильин был награжден статуэткой Святого Георгия за лучшую мужскую роль.
Александр Панкратов-Черный и Евгений Стычкин очень органичны в ролях подлецов Михаила Аверьяновича и Хоботова, а Громов – Алексей Вертков придает происходящему на экране хоть какой-то динамики жаркими речами, но сценарий фильма тоже карцер для их харизмы.
Разные фильмы и книги часто говорят об одном и том же, но – по-разному, чтобы говорить с каждым читателем и зрителем на понятном ему языке. Если говорить об идее чеховского рассказа, куда лучшей экранизацией "Палаты № 6" является блестящая постановка молодого южноафриканца Бломкэмпа "Район № 9", в которой речь, по сути, о том же самом, но нет претенциозности и занудства шахназаровского кино.
Антон Павлович Чехов был остроумным и ироничным автором, тонко чувствующим эпоху, в которую он жил, и болезни общества. Режиссер Карен Шахназаров когда-то тоже это чувствовал: ведь были "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх" и "Курьер"! К сожалению, на рубеже между советской и российской эпохой с режиссером что-то стряслось, и он стал снимать сплошную пошлятину, рыхлую и вязкую.
"Палата № 6" могла быть попыткой самого режиссера исцелиться. Но в своем подходе к материалу Шахназаров слишком напоминает главного героя фильма доктора Рагина – "при всякой обстановке находит успокоение в самом себе". В унылости новой картины режиссера легко винить время и упадок нравов, но "все вздор и суета": в своей нечестности виновато не время, а он сам.
Автор: Дмитрий ‘Римайер’ Жигалов