Немец Кристиан Алверт, снявший "Дело № 39", прославился мощным триллером "Антитела", после которого его призвал Голливуд. Как и наш Бекмамбетов, Альверт оказался многостаночником – в октябре на российские киноэкраны выйдет еще один его фильм "Пандорум" про зло в космосе.
"Дело № 39" - триллер неровный, усыпляющий нудноватой завязкой и держащий потом до конца в нервном напряжении серией жутковатых убийств, кошмаров и пугающих внезапностей. Начиная с сюжетной завязки, фильм слеплен словно целиком из заимствований, которые один-два второсортных ужастика отделяют от превращения в штампы. Семья, которую тиранил ребенок-демон – это, прежде всего, "Звонок". Кошмары позаимствованы из целой серии фильмов от "Константина" до "Пункта назначения". Исполненные повторно, они перестают пугать, и заставляют лишь придирчиво сравнивать, где было страшнее – часто не в пользу "Дела № 39".
От всего этого фильм Алверта производит неожиданный эффект, на который создатели не рассчитывали, – он пугает теми сценами, которые должны были нагнетать атмосферу, и нагнетает атмосферу тем, чем рассчитывал напугать. Одной из самых жутких сцен в итоге оказывается та, где героиня Зеллвегер приходит в пустой дом родителей Лилит и у нее в руках там неожиданно начинает звонить будильник.
Поскольку страшилки – преимущественно компьютерные – в фильме не сыграли, кроме пугающих "тут-тук", "бу!" и "бэмс!", играть в "Деле № 39" пришлось актерам. Более всего впечатляет юная Джоделль Ферланд (Алесса из "Сайлент-Хилла" и Джелиза-Роуз из "Страны приливов"), чья фильмография в четырнадцать лет уже насчитывает 45 картин и сериалов (больше, чем у Рене Зеллвегер). Ферланд в фильме удается удивительно перевоплощаться из милой девочки в непостижимое инфернальное зло, заставляющее сползать под кресло.
Запоминающиеся образы изводимых девочкой-демоном родителей создали Каллум Кейт Ренни и Керри О’Мэлли, актеры малоизвестные, но с впечатляющими фильмографиями (особенно Кейт Ренни). Прочувствованный монолог отца Лилит - Эдварда Салливана в психушке – один из самых мощных и драматических моментов "Дела № 39".
Рене Зеллвегер, несмотря на то, что ничем не удивила, - отличный выбор актрисы на главную роль в этой картине. Ей удаются самые обыкновенные – хрупкие, слабые, нерешительные героини, в чью реальность зрителям легче всего поверить. "Делу № 39", чтобы донести свой "мессадж" до зрительного зала, требовалась как раз такая реалистичная героиня.
Несмотря на штампы в сюжете и страшилках, "Дело № 39" сообщает нечто новое жанру, который представляет. Современные голливудские триллеры по мотивам азиатских ужастиков, как и фильмы, которыми порождены, до сих пор пугали ради того, чтобы напугать – пощекотать нервы западному зрителю, заскучавшему в своей стерилизованной жизни.
Фильм европейца Алверта стремится не пугать, а учить. "Дело № 39" - о том, что ненависть и злость сильнее страха, и если разъяриться и взглянуть на пугающее злыми покрасневшими глазами, оно съеживается. Поэтому никогда не дергайтесь, если в старом доме внезапно зазвонит ржавый будильник – даже если он звонит по вам.
Автор: Дмитрий ‘Римайер’ Жигалов