Два зека, бывший мент Кольцов (Дюжев) и блатной авторитет Сумароков (Безруков), бегут из тюрьмы, прихватив воровской общак, и прячутся в пионерлагере под видом вожатых. Обстоятельства вынуждают их там задержаться, и постепенно очерствевшие зеки проникаются заботой о детях. "Каникулы строгого режима", рекламная кампания которых велась с большим размахом и помпой, оказались невнятной поделкой под "Джентельменов удачи" с ни к селу ни к городу приплетенной японистикой.
Сюжетная завязка "Каникул.." обещала много классных шуток и интересных ситуаций. В России, где место летнего отдыха детей и колонию для преступников называют общим словом "лагерь", давно должна была родиться концепция фильма, в котором персонажи одного лагеря оказываются в другом лагере. "Каникулы строгого режима" взяли эту идею за сюжетную основу, но, к сожалению, не смогли полностью реализовать.
Фильм несмешной. На всем экранном протяжении "Каникул.." звучат всего несколько шуток и возникают нелепые забавные ситуации, вызывающие не хохот, а лишь легкую улыбку. Понимая, видимо, эту свою слабость, так называемая комедия попыталась выехать на душевности и женской чувствительности к суровым мужикам, воспитывающим детей. Похожий трюк в свое время провернули "Джентльмены удачи" - только там воспитуемыми детьми были назначены сами зеки, к которым приставили заведующего детсадом. Однако авторы "Джентльменов удачи" понимали, что одной абсурдной ситуации для душевно-ироничной комедии недостаточно.
Несмотря на схожую тематику и то, что создатели "Каникул.." очевидным образом имели в виду "Джентльменов удачи" в некоторых сценах, у новой российской комедии с гениальным советским комедийным хитом ничего общего. "Каникулы строгого режима" сделаны жестче, жизненнее, на границе между смешным и драматичным, и эта неопределенность самого фильма – комедия он или драма – распыляет все его усилия и находки, оставляя зрителей недоумевать: "Что это было?".
Радует в фильме исключительно актерская команда, которой подчас удается вдохнуть жизнь и искру даже самые нежизнеспособные сцены в "Каникулах..". На целую голову всех переиграл Сергей Безруков, которому удалось органично совместить в своем герое, с шестнадцати лет сидящем на зоне, жесткость "авторитета" и лидера с трогательной беззащитностью перед жизнью вне тюремных стен. У Безрукова в фильме есть несколько романтических сцен с Аленой Бабенко, сыгравшей пионервожатую другого отряда, на которую запал его герой. Несмотря на то, что любовная линия в "Каникулах.." дурацкая и недоделанная, Безруков спасает всю эту линию один своей игрой.
Дмитрий Дюжев в так называемой комедии предстает в своем обычном амплуа своего-в-доску – смотрится отлично, но никаких эмоций не вызывает. В их дуэте с Безруковым тоже нет ничего особенного – ну, был такой сериал "Бригада", которому удалось заснять на пленку дух настоящей дружбы: "Каникулы строгого режима" совсем не того уровня, и вынужденную дружбу с Безруковым в них мог бы сыграть любой другой актер.
На вторых ролях в "Каникулах.." затесалась целая труппа блистательных актеров: от титана Владимира Меньшова – до скучного как компот Алексея Кравченко, везде играющего одного и того же "доброго крепыша".
Японский стиль, который создатели "Каникул.." обещали объяснить в фильме, оказался приплетен к действию буквально за уши – как в анекдоте про логику ефрейтора: "Видишь дом с красной крышей и дом с зеленой крышей? Вот так и люди: рождаются, умирают…".
Ни японской, ни какой другой философии и просто размышлений о жизни в диалогах героев фильма не замечено: посыл "Каникул строгого режима" - про то, что дети помогают увидеть истинные ценности, - правильный, но слишком прямолинейный и однобокий, отчего звучит наигранно и фальшиво.
"Каникулы строгого режима" претендовали на душевность и добрую иронию, но обе этих задачи провалили. Реклама отняла слишком много сил – из розового дыма пиар-шумихи вышла средняя ситуационная комедия без хороших шуток, красивые глубокомысленные титры которой вызывают одно недоумение.
Автор: Дмитрий ‘Римайер’ Жигалов