То, что по-настоящему отличает "Прогулку среди могил" от прочих недавних фильмов с Лиамом Нисоном вроде "Заложницы" или "Воздушного маршала", так это брутальность, реалистичность и ужас всего происходящего на экране. Фильм этот медленный, артхаусный и зловещий. Из разряда тех, которые смотришь не с удовольствием, а с придыханием от осознания того, что в какой-то мере это портрет реальной жизни.
В центре сюжета очень суровый Лиам Нисон, играющий частного детектива Мэтью Скаддера, нанятого торговцем наркотиками, чтобы найти похитителей и убийц его жены. Дальше все начинает крутиться вокруг расследования, затеянного Скаддером, и лицами, втянутыми в него.
Монотонное повествование, сопровожденное размеренным неуютным саундтреком, постепенно втягивает, но никогда не подпускает к героям слишком близко. Им сложно сопереживать, и режиссер Скотт Фрэнк, до того снявший лишь малобюджетный "Обман", но зато известный в Голливуде своими сценариями, то ли сознательно, то ли ошибочно не дает героям эмоциональных моментов. Он с интересом и без труда заметным стилем наблюдает за всеми, словно сам присматриваясь к ним, как похититель, и делает короткие заметки, мало позволяющие судить кого бы то ни было. Одно становится ясно довольно быстро: все герои – люди неприятные и неблагородные с жизнями полными грязи, а симпатизировать таким очень сложно.
Существующие в мире расследования герои включают в себя мальчика, помогающего Нисону, великолепно сыгранного Астро. Дэн Стивенс, воплотившийся в нанимателя Скаддера, играет с претензией на глубину, но с пустыми холодными глазами, за которыми ничего не разберешь. А вот его брат Питер в исполнении Бойда Холбрука получился гораздо более живым и любопытным персонажем, интересно влившимся в сюжет и наиболее полно раскрытым.
Лиаму Нисону досталась наконец сложная многогранная роль. Его персонаж не герой в привычном понимании и не злодей, но человек, у которого были свои взлеты и падения. Мы не раз видели хладнокровных людей в фильмах, обретающих что-то теплое через отношения с простым добрым парнем, но редко когда в человеке уже живет столько разных эмоций, противоречий и сожалений. Нисон передает их потрясающе понятно при минимальном количестве диалога и флэшбэков. Пусть у него не до конца получается расположить к себе зрителя, но его героя мгновенно инстинктивно понимаешь.
Операторская работа сильно обесцвечивает фильм в хорошем смысле этого слова. Картинка очень соответствует сюжету по своей мрачности, выцветшим краскам и скудной освещенности. Практически каждый кадр стилизованно выверен и грамотно поставлен. Все, включая монтаж, создает атмосферу некой безысходности и отчаяния. Гнетущая обстановка с первых секунд как будто готовит к чему-то мощному под титры, как затишье перед бурей или момент абсолютного молчания природы перед громом. Однако ничего подобного не происходит. Никакого вознаграждения высидевшим зрителям нет. Герои не меняются, и главное темп не меняется. Фильм скорее получается пугающим детективом, чем триллером, пусть некоторые моменты и заставляют ползти по спине холодные мурашки.
Однако, то, что интригующе начинается, надо еще в конце удачно завершить. Так сказать, добить, оглушить, нокаутировать. Иначе все предыдущие попытки сделать фильм чем-то большим, чем стандартный боевик каких много, безвозвратно рушатся с третьим актом. Пронесенные через фильм мысли так и не материализуются под конец в законченную мысль. Поразмышлять Скотт Фрэнк своего зрителя заставит, но не поможет ему прийти к какому-то выводу. И так получается, что "Прогулка среди могил" похожа и на триллер, и на драму, и на интеллектуальное кино, но по сути не является ничем и не доносит ничего. Разве что, что все в этом мире очень плохо, отчего становится совсем грустно.
Автор: OlegD