Попробуйте вспомнить, как часто, смотря той или иной сериал, вы раздражаетесь, наблюдая за действиями, мотивацией и поведением женских персонажей? Можно просто пожать плечами, добавив, "что с них взять?", а можно попробовать разобраться, кто во всем виноват.
В середине сентября текущего года Гильдия режиссеров Америки опубликовала любопытные данные о процентном соотношении режиссеров – мужчин и женщин – снимающих сериалы, сопроводив статистику для наглядности графиками. Графики эти показывают, что бал на телевидении правят белые мужчины в подавляющем большинстве – в среднем 70 процентов, - и за последние четыре года, то есть с 2010 по 2013 год включительно, ситуация практически не изменилась. Не это ли является одной из главных причин, почему за редким исключением женские образы в современных сериалах такие отталкивающие? Попробуем проанализировать, какими видят женщин создатели оригинальных сериалов, вышедших за последний год.
Начнем с "Настоящих детективов" канала HBO, снятых по оригинальному сценарию Ника Пиццолатто. Главную женскую роль, хоть и второго плана, сыграла Мишель Монахэн. Ее Мэгги Харт, супруга детектива Мартина Харта (Вуди Харрельсон), в принципе, довольно адекватно реагирует на "шалости" мужа, любящего сходить налево, и упрекнуть ее в отсутствии терпения вряд ли можно. Ее терзания большую часть времени, в общем, вызывают сочувствие, по крайней мере, со стороны сердобольной женской части аудитории. Однако когда Мэгги наконец решает уйти от Марти и "по совету" Пиццолатто соблазняет его подвыпившего напарника Раста (Мэттью МакКонахи), а потом еще и рассказывает об этом супругу-рогоносцу, это уже ни в какие ворота, как говорится. Типичное такое поведение обиженной женщины – по мнению мужчины – уходя, плюнуть в душу близкому когда-то человеку, да еще и подставить другого.
В хорроре "Штамм" по сценарию Гильермо Дель Торо и Чака Хогана дамы всех возрастов, национальностей и социальных слоев ведут себя практически одинаково – мягко говоря, глупо. Бывшая супруга главного героя, Эфа Гудуэдера (Кори Столл), Келли (Натали Браун), зная, что муж – человек серьезный – аж глава Центра по Контролю и профилактике заболеваний – не воспринимает всерьез его приказ хватать сына и убираться из города в связи с распространением смертельно опасной эпидемии. Она долго чешет репу, обсуждает ситуацию с узколобым любовником и получает то, что получает.
Доктор Нора Мартинес (Миа Маэстро), биохимик, правая рука и любовница Гудуэдэра – рыдает как дитя, подводит своего шефа, страдает и корит себя за то, что пришлось убить девочку, которая пыталась высосать из них кровь и душу, образно говоря. И это, типа, специалист-эпидемиолог, знающий не на словах, а на деле, что с любым вирусом шутки плохи. Но это же горячая латиноамериканская женщина, считают Дель Торо и Хоган, ей по темпераменту положено истерить.
Но и это еще не все. В "Штамме" имеется еще и блонда-хакер а-ля Лисбет Саландер – Датч Велдерс (Рута Гедминтас). Самый крутой хакер в Нью-Йорке, она рушит все виды связи в городе, но при этом страдает отсутствием логики и держит свои кровно заработанные в тумбочке в каком-то клоповнике с картонными дверьми. Кстати, единственный ноутбук почему-то носит не с собой, как часть тела, а держит там же, в клоповнике, где его может украсть любой, кому не лень.
Уж от кого все ждали чего-то "вау", так это от Стивена Спилберга и Холли Берри с их громко разрекламированным триллером "За пределами". Собственно, за пределами и получили – добра и зла. Ладно, будем считать Спилберга "рекламной вывеской" и обратим свой раздраженный взгляд на сценариста Мики Фишера. Он, видимо, очарованный Берри и ее Ороро Монро решил, что вполне себе земная Молли Уоттс может спокойно лазать по шахтам лифта и прочим скрытым от глаз помещениям, облаченная в узкий пиджак и туфли на высоком каблуке. Отсутствие четкого плана действия, недоверие и игнорирование собственного мужа и пусть неродного, но сына, какие-то детские рассуждения со стороны образованной и опытной женщины – вот какой предстает перед нами космонавт Молли Уоттс, вернувшаяся из одиночной тринадцатимесячной мисси беременной. Видимо, в факте беременности и скрыта вся ирония – баба – дура, даже в космосе попадет в переделку.
Еще одна "женщина с образованием" - талантливый конструктор и ученая Джули Желино (Грэйс Гаммер). Создатель уникального и единственного в своем роде "искусственного" мальчика, она, ничтоже сумняшеся, доверяет ребенка первому встречному, с которым закрутила роман. Очень по-женски, скажут мужчины.
Не раздражала в "Ужасах по дешевке" Ванесса Айвз (Ева Грин). Она хоть и "чудила" в юности и уводила жениха из-под венца у лучшей подруги, но образ ее был цельным и очень правдоподобным. Возможно, Ванесса получилась такой естественной и детально продуманной, потому что автор идеи и сценария Джон Логан чуть лучше понимает "загадочную женскую душу" в связи со своей ориентацией.
Немаловажную положительную роль в симпатии к героиням в сериалах играет юмор, точнее, черный юмор. Какой бы занозой ни казалась Молли Солверсон (Эллисон Толман) в "Фарго", как бы она ни портила жизнь начальству и преступникам своим дотошным стремлением докопаться до истины, написано и снято все с такой иронией, что любо-дорого смотреть.
В заключение, "Фарго" может послужить еще одним примером правильного отношения талантливых сценаристов (Ной Хоули) к раздражающим женским персонажам – их бьют молотком по голове, как это сделал Лестер Найгаард (Мартин Фриман) со своей первой женой.
Автор: brune