Пришла пора подводить итоги летнего сезона, завершающегося в День Труда, который отмечается в США в первый понедельник сентября. Итоги, прямо скажем, неутешительные для американского кинопроката, продемонстрировавшего худшие результаты за последние восемь лет. И хотя за пределами Северной Америки ситуация внушает больший оптимизм, но именно провал летнего наступления крупнобюджетных проектов на американском рынке, должен восприниматься как тревожный звонок для всех.
Еще несколько лет назад лишь в самом страшном кошмаре голливудским продюсерам могла привидеться такая картина: простенькая комедия с рейтингом R зарабатывает в домашнем прокате почти столько же, сколько проект с бюджетом в 200 миллионов долларов, построенный вокруг одного из самых популярных супергероев.
Летом 2014 года, словно Фредди Крюгер, проникший из сна в наш мир, такой сценарий стал реальностью. Так, ничем не примечательный фильм "Соседи на тропе войны" с бюджетом всего в 18 миллионов долларов, умудрился заработать в Северной Америке 150 миллионов долларов. А поглупевшие еще больше "Мачо и ботан 2", обошедшиеся студии Sony Pictures в 50 миллионов долларов, собрали и того больше - 190 миллионов долларов. И это при том, что проект той же Sony "Новый Человек-паук: Высокое напряжение" смог похвастаться лишь 202 миллионами в домашнем прокате.
И даже финальные 700 с небольшим миллионов долларов оказались столь неубедительными, что руководство студии предпочло отложить развитие истории Человека-паука до лучших времен.
Ничуть не лучше обстоят дела и у киностудии Warner Bros., которая традиционно считалась одним из самых сильных игроков летнего сезона. Не оправдалась ставка на фильм "Грань будущего", не сумевшего преодолеть 100-миллионную отметку в американском прокате, и едва окупившегося в мировом. При этом комедия "Тэмми", которую в отечественном прокате с легкостью можно было бы назвать "Поймай толстуху, если сможешь: Судный день", заработала при бюджете в 20 миллионов долларов 83 миллиона в Северной Америке. В целом же летние сборы проектов Warner Bros. упали на кошмарные 40 процентов по сравнению с 2013 годом.
Чуть лучше обстояли дела у 20th Century Fox, которая первой из голливудских студий заработала миллиард долларов в домашнем прокате. Ее "Люди Икс: Дни минувшего будущего" хоть и не проявили особой прыти в родных пенатах (233 миллиона долларов при 200-миллионом бюджете), но выступили вполне достойно в мировом прокате (745 миллионов долларов). Но настоящим откровением опять же стал не супергероический блокбастер и даже не анимационный фильм "Как приручить дракона 2", дистрибьютором которого выступила студия, а малобюджетная драма "Виноваты звезды" стоимостью в 12 миллионов долларов и мировыми кассовыми сборами в 286 миллионов.
Но наиболее красноречивым оказался инцидент (другого слова и не подберешь) с фильмом студии Paramount "Трансформеры 4: Эпоха истребления". Став единственной частью франшизы которой не удалось заработать в домашнем прокате 300 миллионов долларов, картина заработала более миллиарда долларов в мировом и совершила настоящее чудо в Китае, где впервые в истории столь масштабных проектов сборы оказались больше, чем в Северной Америке.
Пожалуй, лишь компания Walt Disney смогла в полной мере воспользоваться преимуществами летнего сезона и выжать максимум из своих блокбстеров. Анджелина Джоли в отличие от Джонни Деппа, смогла оправдать свой статус и гонорары, вытащив исключительно на своей харизме в общем-то посредственный фильм "Малефисента" (238 миллионов в домашнем прокате и 748 в мировом). Братья Руссо превратили фильм "Первый мститель 2: Другая война" в отличный политический триллер, что молниеносно сказалось на сборах (259 миллионов долларов в домашнем прокате и 714 в мировом). Ну, и конечно, выстрелившие уже практически в мертвый сезон "Стражи Галактики", которые имеют все шансы стать единственным летним проектом, умудрившемся заработать на родине 300 миллионов долларов.
Впереди большое затишье до традиционно "горячих" выходных, связанных с Днем Благодарения, а затем и с новогодними каникулами, и есть время задуматься. Да, в 2015 году летний сезон обещает быть не столь провальным, ведь зрителей ждут "Мстители 2: Эра Альтрона", "Мир Юрского периода", "Фантастическая четверка", "Терминатор 5", "Человек-муравей" и куча темных лошадок, вроде экранизации "Assassin`s Creed". Но печальная статистика 2014 года почти не оставляет сомнений в том пессимистический прогноз развития проката, озвученный Стивеном Спилбергом и Джорджем Лукасом, начинает сбываться.
Автор: Andrew