Восстание планеты обезьян три года назад стало неожиданным открытием в мире современного кино и в особенности Голливуда. Это был фантастический фильм, сочетавший в себе научную обоснованность с поразительной реалистичностью происходящего и одновременно глубокой драматичностью и трогательной связью между персонажами. Сценаристы проекта Рик Джаффа и Аманда Сильвер решили пойти гораздо дальше с сиквелом, при этом не только скакнув на десять лет вперед, но и изменив фокус проекта с людей на обезьян.
Мэтт Ривз, вступивший в должность режиссера "Планеты обезьян: Революция" вместо Руперта Уайатта, пожелал сделать фильм о Цезаре, чья мечущаяся душа разрывается между симпатией к людям и долгом перед своим народом, который он возглавляет. Одной из главных причин большого успеха этой обезьяны стал естественно играющий ее Энди Серкис. Он не просто заставляет вас сочувствовать своему герою, но и понимать его. В каждом движении, в каждом взгляде, в каждом выражении лица (мордой это язык не повернется назвать) Цезаря чувствуется душа, стоящая за этим. Будь он властным, уязвимым, злым, встревоженным, сожалеющим или воинственным, он не теряет связи со зрителем. Серкис приносит человечность в обезьяний вид героя, помогая ассоциировать его с нами. Это тем более имеет смысл, ведь задача у Цезаря не из простых – наладить мир между людьми и обезьянами. А у Серкиса она и вовсе сложнее – растопить своей игрой сердца американских академиков кинематографических искусств и наук и получить наконец как минимум номинацию на премию Оскар (видит Бог, в этот раз у них нет ни единого шанса проигнорировать его).
Цезарь живет игрой Серкиса и неудивительно, что он получил немало сложных эмоциональных моментов. Однако еще одна обезьяна заслуживает отдельного упоминания. Речь идет о Тоби Кеббелле, воплотившем Кобу, одного из соратников Цезаря. По истине дурная источающая желчь обезьяна, брызгающая слюной в своих речах об искалечивших ее людях, жаждущая мести и полного доминирования. У нее и вид такой, что верить не станешь, но Коба все равно умудряется дурить головы. Немаловажно то, что Кеббелла видно за визуальными эффектами. Все то безумие и злость, которым он оживляет своего героя. Его стеклянные глаза, задернутые пеленой, пугают и завораживают. Энди Серкису нужен был кто-то, от кого он мог выстраивать игру, и дуэль, которую они ведут с Кеббеллом, неважно разговоры это или брутальные обезьяньи драки, проявляет высший уровень актерского мастерства в обоих. Когда на экране Цезарь или Коба, от них уже невозможно оторвать взгляд, но когда они встают напротив друг друга, зал буквально наполняется наэлектризованным воздухом их соперничества.
На вторые роли при этом оказываются задвинуты все остальные персонажи. Единственная сколько-нибудь значительная партия есть только у Джейсона Кларка, да и то он служит в истории более вспомогательным рычагом, который в нужные моменты двигает действие. Неприлично мало времени у Гэри Олдмана. Хотя некоторые и так будут смотреть на него без всякого удовольствия из-за заявлений в интервью журналу Playboy. Героиня Кери Расселл не меняется ни в какую сторону, хоть у нее и есть один очень горький эмоциональный момент. Для Коди Смита-МакФи например вообще не нашли достойного применения. Кирк Асеведо наверное единственный из людей в фильме, кто привнес конфликт в первый час действия. Роль злого идиота ему удалась на славу.
Однако не только второстепенные людские персонажи остались за бортом писательских талантов Джаффа и Сильвер, а так же Марка Бомбэка, который приложил руку к некоторым сценам. Джуди Грир в роли больной жены Цезаря только и делает, что лежит весь фильм в постели. Играющая Морис, Карин Коновал приковывает внимание к своей героине, но это больше объясняется формами персонажа, который ей достался. Морис вообще довольно сильно выделяется из любой толпы.
Так вот и получается, что при наличии прописанных, сломанных где-то внутри двух главных обезьян, абсолютно все остальные персонажи вносятся в фильм только чтобы толкать ненужную эпичность действия к финальному противостоянию. При этом вышеупомянутые сценаристы проделали отличную работу в плане построения мира, в котором живут обезьяны, и мира, в который оказались втянуты смертоносным вирусом люди. В созданные на экране обстоятельства легко поверить. Особенно тем, кому посчастливилось увидеть документальный фильм Жизнь после людей.
Технологический прогресс за последние три года с момента выхода "Восстания планеты обезьян" много добавил не только к облику приматов. Общие планы замусоренного Сан-Франциско или заросшего моста Золотые ворота, или обустроенной общины обезьян выглядят мрачно, но предостерегающе реалистично. Вместе с оператором Майклом Серезиным Мэтт Ривз постарался насытить картинку интересными кадрами, хотя иногда его режиссерский выбор оставляет в некотором недоумении. Нельзя также сказать, что за плечами у Ривза такой уж большой режиссерский опыт. Самым широко известным его фильмом будет "Монстро", да и тот был снят от первого лица. Ему удаются сцены отношений персонажей гораздо лучше, чем экшен, который оказался довольно бедным и зачастую слишком быстрым при частом замедленном движении, как бы парадоксально это не звучало.
Что действительно выделялось, так это звуковое оформление фильма. Не столько эффекты, сколько саундтрек. Майкл Джаккино проделал мастерскую работу, смешивая в своей музыке те полутона, что уже были заложены в сценарии, актерской игре и режиссуре фильма. Это действительно фильм не о черном и белом, а о тех цветах, что между ними. И отдельные мелодии помогли внести это в финальный вариант картины.
"Планета обезьян: Революция" - фильм, по сути, о том, что за спиной каждого лидера всегда найдется дурак, который будет все портить. А еще о том, что мы с обезьянами безумно похожи. И о том, как жестокость передается по наследству от тех, кто ее излучает, к тем, кто ее испытывает на собственной шкуре. Картина получилась богатой на идеи, и от этого интересной и возможно даже полезной для просмотра. Однако создателям не удалось создать должного события из Революции. Сочетание плохо реализованных персонажей и недостатка той эпичности, о которой кричали все трейлеры, почти испортило комплексную трогательную драму о нас и братьях наших меньших.
Автор: OlegD