Биографические фильмы, основанные на живой истории, стали в последнее время почти таким же востребованным и актуальным жанром в мировом кино, как фантастические комиксы о супер-героях, в том числе и в номинациях на главную кино-премию премию "Оскар".
Жизнь пишет такие истории на миллион долларов, которые опережают любую фантазию самого талантливого сценариста. А в цивилизованном обществе национальная история и национальные герои всегда составляли предмет особой гордости. Американцы как молодая нация с 200-летней историей особенно трепетно относятся к этой теме. Представим, насколько больше в этом смысле поводов для гордости у многонациональной России с ее тысячелетней историей и какой важной частью объединяющей национальной идеи они являются.
В отечественном кино в жанре байопика в последние годы появилось не только оживление, но и достижения. В первую очередь восторженно принятый фильм о Харламове и Тарасове "Легенда № 17" и встретивший несколько менее восторженный прием фильм о космонавте № 1 "Гагарин:Первый в комосе". И вот фильм еще об одной легенде отечественного и мирового спорта Иване Поддубном, богатыре из народа, таком же невероятно сильном как былинный Илья Муромец, мифологический Геракл или супергерой из нынешних комиксов. Из запорожских казаков рода Поддубных, славных своей феноменальной физической силой.
На арену цирка, где на рубеже 19-20 веков проходили выступления силачей и борцовские схватки, попал случайно, но на всю оставшуюся жизнь как человек гордый и азартный, для которого желание доказать физическое превосходство стало насущным, а проигрыш неприемлемым. Работал профессиональным борцом в нескольких цирках, позже блистательно защищал честь отечества на соревнованиях в Европе и Америке, последний бой провел в 1941 в возрасте 70 лет. Пережил немецкую оккупацию, отказавшись от лестных заигрываний немцев, удостоен на склоне жизни звания заслуженного мастера спорта СССР в добавление к другим наградам. С нескладной личной судьбой и простодушием большого ребенка, который жизнь свою закончил в провинциальном Ейске почти в нищете.
Понятно, что такую богатую и яркую биографию в два часа экранного времени никак не вместить. Но сценарист Юрий Коротков большой мастер своего дела, автор сценариев ко многим хитам 1990х-2000х, собрал ключевые события жизни и судьбы Поддубного, неизбежно что-то отрезав, несколько погрешив против фактов ради компактности истории, и не избежав некоторых стереотипов: капиталистический мир коварен, бездушен и интересуется исключительно прибылью, а русский богатырь — золотое сердце, воплощенная честность и глубоко верующий христианин. Но за этими стереотипами стоит живой человек, гордый, одинокий, с загадочной русской душой и непредсказуемыми поступками.
В картине основное время ожидаемо уделено профессиональной карьере Поддубного, много выступлений на разных аренах. Есть роман с главной любовью его жизни цирковой воздушной гимнасткой Машей Дозмаровой, "стрекозой" Мими, с которой они были одного поля ягоды — из породы победителей, ломавших всю жизнь стереотипы. Есть семейная часть, непростые и важные отношения с отцом, суровым казаком, который в детстве учил сына нагайкой не бежать от драки: один на один — дерись, один против пятерых — дерись, один против всего мира — все равно дерись. Особый акцент сделан на неуживчивом и неудобном характере Поддубного, который в силу честности своей натуры никогда не соглашался на договорные поединки, но сам не раз становился жертвой финансовых махинаций, подстав и нечестности противников, едва не стал жертвой заказного убийства.
Фильм прост как и его герой, без излишнего драматического накала и изысков, но основательный и добросовестный, главное, душевный и вызывающий неподдельную гордость за отечество и его героев, к чему и стремился. Немного "ярмарочный и лубочный". Но эта театрализованность отчасти оправдана тем, что "рабочим местом" Поддубного была арена цирка — мира феерического и экзотического, главного народного шоу того времени. Команда проекта такая же пестрая как и визуальный ряд — французы, в том числе колоритный Дени Лаван в роли тренера, болгары — каскадеры по боевому самбо, работавшие со Сталлоне в "Неудержимых". Пестроты добавляет широкая география съемок — Феодосия, Киев, Одесса, Москва, Санкт-Петербург, Париж, Нью-Йорк — и не совсем оправданные и даже лишние временные скачки из юных в зрелые годы борца, от американких гастролей 1926-го назад на чемпионат мира в Париже 1904 и т.д.
Роль Поддубного будет одной из лучших в фильмографии Михаила Пореченкова. Он искренне любит свой прототип, монументален и грозен как профессионал и абсолютно наивен и беззащитен во всем остальном. Все бои сняты без дублеров, специальные тренировки со сборной Армении по тяжелой атлетике и набранные 14 килограмм мышечной массы не прошли даром. Камера оператора почти не польстила Пореченкову, только преподнесла его в лучшем виде. Ему удались и все нюансы возрастной роли, охватывающей 30 лет жизни борца с 1896 по 1926 годы — от молодого человека с сияющими глазами, у которого все впереди, до зрелого профессионального бойца, пережившего много разочарований и потерь, но сохранившего открытость, искренность, юношескую горячность и несгибаемый внутренний стержень.
Запоминающиеся роли у Александра Михайлова (отец Поддубного), Владимира Ильина и Юрия Колокольникова — отечественные поклонники борца из русской знати и его антрепренеры, Романа Мадянова (директор цирка), Катерины Шпицы (мадемуазель Мими).
Своим успехом, о котором можно говорить с некоторыми оговорками, фильм обязан в первую очередь, видимо, не столько режиссеру Глебу Орлову, на счету которого один единственный сатирический фильм в большом метре "Наша Russia: Яйца судьбы", но опытным отечественным продюсерам, выпустившим лучшие отечественные проекты последних лет, Леониду Верещагину, Леониду Лебедеву, Вадиму Горяинову.
Хочется надеяться, что за вольным или невольным схематизмом фильма и хрестоматийной фигурой "чемпиона чемпионов" и "русского медведя" зрители все же разглядят мятущуюся и мятежную душу живого человека, немного юродивого как и все не ординарные таланты и выдающиеся личности, и завораживающего своей уникальностью не меньше мифологических персонажей.
Автор: Constance