Коэн Лет (Кристоф Вальц) — обычный "винтик мироздания", как и все мы, в глубине души надеющийся на свою исключительность и неповторимость, опять же как и все мы, немного со сдвигом — боюсь говорить как и все мы, на случай, если кто-то захочет воспринять это слишком серьезно и обидится. В ожидании знака свыше, который раскроет ему его персональную миссию на земле, Коэн работает в большой компьютерной компании, где, несмотря на свои явные странности, на хорошем счету. О нем заботится непосредственный начальник (Дэвид Тьюлис), загружает решением особо сложной задачи босс компании (Мэтт Дэймон), опекает с подачи босса виртуальная проститутка Бэйнсли (Мелани Тьерри), сын босса, юный компьютерный гений Боб (Лукас Хеджес) и виртуальный психолог доктор Шринк-Ром (Тильда Свинтон). Знака свыше мы дождаться не успеваем, фильм заканчивается гораздо раньше, а вместе с ним и надежда услышать из уст маэстро Гиллиама, в чем он видит смысл жизни.
Терри Гиллиам в очередной раз впускает зрителей к себе в голову, в которой царит яркий, красочный, пестрый философско-сюрреалистический ералаш, с немыслимым нагромождением изобретательных деталей, правда, с некоторой на сей раз ощутимой "грустинкой" и пессимистической нотой. Гиллиам сетует, что его картины как правило относят к жанру научной фантастики, а они почти документальны, просто окрашены его собственными фантазиями. Смотреть немного скучновато, но Гиллиамовский абсурд очень теплый и душевный и заслуживает внимания. Потому что только в "Теореме Зеро" можно увидеть и услышать:
Услышать рассуждения Терри о том, что жизнь произошла в результате случайной ошибки и продолжительность ее конечна, а завершение близко, и это свертывание в своем представлении он демонстрирует нам на экране.
Услышать рассуждения Терри о том, что разобраться в смысле и логике сущего и собственном предназначении не удается с помощью алкоголя, наркотиков и веры в Бога, и даже мега-компьютер тут не помощник, но правильных рецептов он не дает.
Приобщиться к иронии Терри, придумавшего для фильма "Церковь Бэтмана", в адрес современного Голливуда.
Услышать рассуждения Терри на любимую тему о том, что жизнь трагически перекочевала в виртуальную сферу, в которой нет людей, но есть инструменты, что твит становится для некоторых единственным подтверждением их физической сущности, а граница между физической и виртуальной реальностью почти стерлась, как и между настоящим и будущим. В жизни главного героя депрессивная реальность плавно перетекает в блаженную виртуальность, и в финале он уже не знает, где собственно обретается.
Увидеть дважды оскароносного Кристофа Вальца не только абсолютно лысого, но и абсолютно голого в нескольких сценах. Видимо, оба, Вальц и Гиллиам, решили, что одежда и волосы будут отвлекать зрителя от обсуждения жизненно важных поисков смысла жизни. А их отсутствие дополнительно подчеркнет психическую нестабильность аутиста Коэна и дистанцирует его от благополучных зрителей, чтобы они, не дай Бог, не идентифицировали себя с протагонистом и не впали в депрессию.
Увидеть массу звездных лиц, которые собрались ради камео из уважения к маэстро Гиллиаму — Мэтт Дэймон, Питер Стормаре, Тильда Свинтон, Бен Уишоу. Все, как и всегда у Гиллиама, мега-экстравагантные, отчасти альтернативные своим привычным маскам и играющие в клоунаду. Прекрасно вписались в команду менее гротескные новобранцы: французская актриса Мелани Тьерри и юный Лукас Хеджес.
Увидеть и другие отдельные клоунские антре, например, парочку охранников в белых кожаных костюмах, которые чем-то очень напоминают "близнецов" Арни и Денни, Шварценеггера и ДеВито, — амбала и кругленького коротышку.
Увидеть альтернативное жилище современного компьютерного и математического гения, под которое он приспособил бывшую церковь (зарплата позволяет!). Да-да, фрески на стенах и потолке, высокие стрельчатые окна, компьютер на "аналое", белые голубки и церковные мыши, подбирающие остатки пиццы. Про офисные пространства и гаджеты будущего, улицы города с яркой публикой, бегущей рекламой и веселыми авто я уже молчу. И еще много всякого феерического...
В работе Гиллиаму помогали его старые друзья оператор Никола Пекорини, монтажер Мик Одсли, композитор Джордж Фентон. А сценарий, который обычно пишет сам, он рискнул отдать на откуп Мистеру Икс Пэту Рашину, хотя наверняка и сам не удержался от соавторства. Терри в очередной раз снял философскую притчу, подчеркнуто артхаусную, немного хаотичную, визуально вычурную, совершенно уникальную, но очень человечную, которая адресована всем, но отклик найдет лишь у некоторых. Фильм был номинирован на премию "Золотой лев" Венецианского кинофестиваля 2013.
Автор: Constance