Темные тучи над Хогвартсом и миром волшебников начали сгущать мрак и над миром магглов: пока знаменитый очкарик собирался обольстить смуглую красавицу-официантку, Лондон подвергся террористической атаке Пожирателей смерти в 12-минутном 3D-вступлении шестого фильма серии – «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Дамблдор ищет секрет бессмертия Волан-де-Морта и приглашает читать курс зельеварения профессора Слизнорта, который помнит про Темного лорда Важное. Гарри подозревает заговор в стенах Хогвартса, в его однокурсниках со страшной силой играют гормоны, а Рон с Гермионой стараются убедить себя и всех вокруг, что они друг друга совершенно не волнуют.
Книжки про Гарри Поттера чем дальше, тем становятся толще и убедительнее, а фильмы почему-то от раза к разу всё хуже. Лучшим фильмом серии остается роскошный и атмосферный авторский шедевр Альфонсо Куарона «Узник Азкабана». Потом был эффектный «Кубок огня» про смертельный турнир, мрачный «Орден Феникса» про самооборону, и вот теперь – совершенно невнятный «Принц-полукровка» про атрибуты бессмертия.
Фильм составлен как будто из обрывков и распадается на много маленьких отдельных сцен – захватывающих и не очень. Вот Пожиратели смерти зачем-то обрушивают в Темзу лондонский мост Тысячелетия; вот Рон соперничает в квиддиче с вратарём другой команды; вот чернильные воспоминания Слизнорта о юном талантливом волшебнике, поглощенном тьмой.
Некоторые из этих эпизодов сняты восхитительно и мощно: отличный квиддич, который толком не показывали уже целых две серии; смешные сердечные муки юности; потрясающая сцена с юным «иным» по имени Том Риддл, которого Дамблдор взял в Хогвартс, – мальчик Хиро Файнс-Тиффин (кстати, племянник Рэйфа Файнса) превосходно сыграл зловещего волшебника-ребёнка. Особенно забавным, полным настоящего английского юмора сделан эпизод с «удачливостью» Гарри и поминками огромного паука – короля арахнидов.
Но в общем сериальный режиссер Дэвид Йейтс и сценарист Стивен Кловс, очевидно, пасуют перед внушительным кирпичом шестого тома «Гарри Поттера» и боятся вытряхнуть из книжки что-то важное, как в своё время Куарон, твёрдой рукой художника порезавший третью часть. Отсюда – Терминатор-режим в «Принце-полукровке»: действие мечется между подростковой романтикой, взрослыми интригами и борьбой с темными силами; эпизоды нахлёстывают друг на друга, как волны, бьющиеся о скалу со стоящими на ней Дамблдором и Гарри Поттером. Из-за сумбурности происходящего на экране для тех, кто не читал книжки Роулинг, многое останется непонятным: зачем Пожиратели смерти напали на Лондон, зачем погоня в поле, а самое главное – кто такой Принц-полукровка, в конце концов?
Единой скрепляющей сюжет линии в фильме нет: он разваливается на сериальную мозаику сюжетиков, становится своеобразной «Санта-Барбарой» про жизнь волшебников. Это впечатление усиливает и отсутствие масштабных сцен с впечатляющими спецэффектами: их в новом «Гарри Потере» всего две – вступительный терракт в Лондоне и атака горлумов на Гарри с Дамблдором в пещере, куда они пришли испить до дна забористое адское зелье.
Несколько выручают фильм упомянутые отдельные эпизоды, великолепные актёрские работы и чарующая атмосфера волшебства, разлитая по всему Хогвартсу. Ирландский актёр Майкл Гэмбон в шестом фильме серии делает с профессором Дамблдором что-то удивительное: чем ближе решающая битва, тем меньше Альбус напоминает доброго Санта-Клауса, и всё ярче предстает суровым и самоотверженным мракоборцем – таким Гэндальфом саги про Гарри Поттера. Ведьму Беллатриссу, сыгранную Хеленой Бонхем-Картер, окутывает шлейф темного искрометного веселья на грани безумия – несколько эпизодов с её появлением придают фильму шарма, а действию – остроты. Традиционный юный злодей – соперник Гарри Драко Малфой в «Принце-полукровке» переживает наиболее сильные душевные терзания, и исполняющему его Тому Фелтону удалось очень талантливо и тонко это изобразить.
В целом шестой «Гарри Поттер» получился отчаянно неубедительным и досадно нецельным – разрозненным набором происходящих событий, которые по сути стали просто переходом от событий предыдущих частей к ударной (хочется верить) концовке киносериала про лба со шрамом. Режиссер Йейтс и вся команда, экранизировавшая шестой том, словно ощущали себя техническим механизмом и ставили задачу не снять кино, а скопировать книгу. Может, они рассчитывали потом вдохнуть в картину жизнь взмахом волшебной палочки, восклицая «Люминус!», ну или «ДаёшьОскар!», - но палочка на этот раз почему-то отказалась работать.
Автор: Дмитрий ‘Римайер’ Жигалов