История Ноя в интерпретации Даррена Аронофски лишь в общих чертах напоминает легенду о ветхозаветном патриархе и потопе, и все претензии к "достоверности" можно отбросить сразу. Совершенно очевидно, что режиссер не ставил себе задачу рассказать именно о библейской катастрофе. Фильм "Ной" прежде всего о чудовищном грузе ответственности, который Создатель возложил на одного, пусть и самого достойного человека.
Как бы восприняли вы известие о том, что в обозримом будущем все живое на планете будет уничтожено, и единственное, что останется от рода людского, - это вы и ваши домочадцы? Стали бы спокойно собираться "в дорогу", раздуваясь от гордости, что именно вас миновала страшная участь? Или же задумались о том, что жертвами всемирной катастрофы станут не только погрязшие в грехах взрослые, но и миллионы детей? Готовы ли вы спокойно плыть в ковчеге в компании бегающих, ползающих, прыгающих и летающих тварей, слыша, как в стены вашего судна стучатся захлебывающиеся люди? В конце концов, считаете ли вы себя вправе стать новым прародителем человечества, или же ваша миссия заключалась лишь в строительстве убежища для животных и птиц, которые всегда находились в гармонии, и достойны наследовать землю без людей?
Именно об этом новый проект Даррена Аронофски. Его Ной не благостный 500-летний старец, который проводит дни и ночи в молитвах и жертвоприношениях. Несмотря на свою праведность, он готов убить первых встречных охотников, ранивших некое подобие волка. Он готов повести свою семью через бесплодные пустыни, чтобы узнать, как именно он должен завершить свою миссию. Он в любой момент готов оставить на верную смерть любого, кто может помешать ему в этом.
Рассел Кроу очень внушителен в роли Ноя, "крепко стоящего на ногах". Ноя, которому не просто нужно построить ковчег, но каждую секунду решать: где кончается божий замысел, и начинается его, человека, свободная воля. Он противостоит не только обстоятельствам и внешним врагам, но и своим близким, у каждого из которых свое представление о будущем нового мира. И эта борьба - самая тяжкая часть его бремени.
Прекрасен и Рэй Уинстон, играющий предводителя обреченных наследников Каина. Человека не менее одержимого, чем Ной, но одержимого не верой, а знанием, которое сродни знанию змея, искусившего Еву. Он ничуть не сомневается в близости катастрофы, но, ведомый гордыней, видит единственный путь к спасению в насилии.
К чести остальных актеров, в том числе и молодежи, все они не выглядят лишь статистами, оттеняющими противостояние двух главных действующих лиц. Точнее двух идеологий, разделивших человечество со времен первого братоубийственного конфликта Каина и Авеля. Эмма Уотсон, Логан Лерман, Дуглас Бут, ну, и конечно, Дженнифер Коннелли, олицетворяющая созидательное женское начало, совсем не обделены экранным временем и весьма эффектны. Как это ни удивительно, но самым необязательным кажется герой Энтони Хопкинса Мафусаил. Скорее всего, в силу краткости его пребывания на экране и чрезмерной комичности, которая усиливается не совсем удачной локализацией.
Есть в картине и еще несколько весьма необычных персонажей, не имеющих никакого отношения к ветхозаветному тексту. Создатели фильма не раскрыли тайну их присутствия ни в одном из представленных ранее трейлеров, кадров и постеров, а именно они отвечают за самую зрелищную часть проекта - битву за ковчег. Что касается последней, то без всякого преувеличения, Аронофски показал самое захватывающее сражение, которое сделало бы честь любому фильму жанра фэнтези. Что тем более удивительно при весьма скромном для проектов подобного рода бюджете.
Словом, "Ной" - это с одной стороны весьма типичная для Аронофски камерная драма, сфокусированная на персональной драме главного героя, но с другой - масштабное полотно, вполне соответствующее грандиозности событий. И если в драматическом жанре у "Ноя" за последние годы были достойные соперники, то в жанре фэнтези он совершенно одинок, как библейский патриарх.
Автор: Andrew