Говорят, что режиссера Уэса Андерсона можно либо страстно любить и принимать, либо оставаться к его творчеству холодно-равнодушным. Рискну утверждать, что можно быть посередине, как это случилось со мной — иногда его необычные миры скучноваты и не впечатляют ("Поезд на Дарджиллинг"), иногда вызывают полный восторг ("Королевство полной луны").
"Отель "Гранд Будапешт" совершенно очарователен, красочен и многослоен как пирожные и торты г-на Менделя, поставлявшего в отель свою кондитерию. Он сделан в стиле фэнтази или сказки, какие нынче умеет снимать только Тарсем Сингх. Его герои похожи на ироничных персонажей Карела Чапека. А сюжетные коллизии напоминают яркий и веселый комикс в стиле "Дика Трэйси" или "Мстителей" 1998, снятых по телесериалу 1960-х, где также солировал Рэйф Файнс.
В историю попало множество восхитительных персонажей, объединенных своей причастностью, постоянной или временной, к высокогорному европейскому курорту, сердце которого — старинный отель Гранд Будапешт, за жизнью и упадком которого мы наблюдаем на протяжении 50 лет глазами некоего писателя. Гвоздем программы и самым важным служащим отеля назначен некто Густав Н (Рэйф Файнс), к которому так или иначе сходятся ниточки всех прочих отдельных судеб. Файнс, хотя и носит имя Густав, играет безупречного ироничного джентльмена британского замеса, денди и знатока парфюмов и вин, интимного друга богатых постоялиц очень преклонного возраста, и задает тон всей картине.
Счастье, что эта роль не отошла к Джонни Деппу, как планировалось изначально, и фильм не превратился к примеру в эпатажные "Мрачные тени", но остался сказкой все же для взрослых, сказочно уютной и фантастической, но при этом иронично-эстетской и стильной. Джек Воробей в роли респектабельного консьержа был бы неуместен.
Уэс Андерсон собрал беспрецедентное количество актеров высшей лиги, сравнимое разве что с кастом "Госфорд парка" Роберта Олтмана. У некоторых роль не более чем эксцентричные камео (Билл Мюррэй, Харви Кейтел, Том Уилкинсон, Эдвард Нортон, Матье Амальрик, Джефф Голдблюм), но как все исключительно колоритны и как строен весь хор. Тильда Свинтон, не узнаваемая в гриме 84-летней дамы, действительно похожа на "персик", как характеризует ее Густав. Эдриан Броуди играет не меньше чем мрачного Мефистофеля. Уиллем Дефо необыкновенно крутой и скорый на расправу злодей, напоминающий об антагонистах Бонда. Протеже и ученик Густава юный коридорный Зеро, воплощенное простодушие — дебютант Тони Револори, не уступающий в мастерстве своей экранной подружке, видавшей виды Сирше Ронан.
Все перипетии истории — любови, смерти, кражи, погони — помещены в редкой красоты декорации. Живописные горы, фуникулеры, отель с картинным фасадом, холлом, рестораном и прочими подробностями интерьера — все не просто продумано любовно до мелочей, но и снято с необычными ракурсами (оператор Роберт Д. Йоумен) и радует глаз симметрией и карамельно-пастельной цветовой гаммой. Это великолепие обёрнуто в прекрасную музыку (композитор Александр Деспла), которую удивительно дополняет весь звуковой ряд, и даже стук каблуков кажется чечеткой.
Сценарий написан самим Андерсоном по мотивам произведений Стефана Цвейга, как сказано в титрах. Оставим это заявление на совести Уэса, Цвейг все же писатель-реалист, а не сказочник, но его внимание к превратностям судьбы и страстям человеческим Андерсон в своем новом фильме сохранил. И диалоги соответствуют уровню хорошей литературы. Такое гуманное и веселое переложение классики очень кстати разбавляет жесткость нашего сегодняшнего мира.
"Отель "Гранд Будапешт" самый позитивный и жизнеутверждающий фильм Андерсона, самый универсальный и искренний по манере, самый представительный в плане актерского ансамбля, самый изобретательный в отношении сюжетных подробностей, самый безусловный и целостный в смысле производимого безоблачно-счастливого впечатления. Полагаю, поклонников у Андерсона в этом году прибавится.
Автор: Татьяна Федотова