"Очень плохие парни", в оригинале "Большие плохие волки" ("Big Bad Wolves") — фильм израильского режиссерского дуэта Аарона Кешалеса и Навота Папушадо, дебютировавших в 2010 ужастиком "Бешеные" и мало известных широкому зрителю. Тем не менее в личном рейтинге фильмов 2013 от Квентина Тарантино он нескромно занимает первую позицию как лучший фильм года. Вкусы и предпочтения у Тарантино специфические, но тяготеют непременно к чёрному юмору и стёбу. Тем не менее не спешите на основании этой аттестации записывать картину в разряд черных комедий, хотя циничного юмора в ней хватает.
Это яркий, эстетский, интеллектуальный триллер с изобретательным сюжетом и нестандартными героями, которому тесно в рамках полицейского детектива, и он заходит на территорию кровавых хорроров, в пространство социальной сатиры, в область психологческой драмы с моральными дилеммами и даже в мир жуткой нуарной сказки, на что намекает и название ленты. В итоге современный криминальный фильм обрачивается очень жизненной трагикомедией, абсурдной и параноидальной на поверхности, но с вечными бездонными этическими вопросами внутри.
Полиция расследует похищения и убийства девочек-школьниц, подозрения падают на школьного учителя Дрора (Ротэм Кейнан), по виду полного ботаника — хлюпика в очечках, за недостатком улик его отпускают. И тогда за его неофициальную "раскрутку" берется упертый полицейский Мики (Лиор Ашкензи), только что уволенный с должности за превышение служебных полномочий и излишне азартные допросы с пристрастием. На плотное общение с подозреваемым претендует также и отец последней погибшей девочки, военный ветеран Гиди (Цахи Град). Это трио играет основную партию, в которую время от времени вовлекаются второстепенные персонажи.
Чувствуется, что Кешалес и Папушадо большие эксперты в жанрах триллера, хоррора и черной комедии. В зависимости от "освещения" в "Очень плохих парнях" можно увидеть "Фарго" Коэнов, "Кровавый четверг" Скипа Вудса, "Пленниц" Дени Вильнева, нового "Ганнибала", "Возмутителя спокойствия" Алекса ван Вармердама. Отсылки к классике можно воспринимать либо как беззастенчивое переписывание, либо как благодарный комплимент предшественникам. Нашему случаю явно подходит вариант номер два, поскольку винегрет из знакомых ингредиентов получился оригинальным и вкусным, стильным, бодрым, с этническим колоритом и почти симфонической музыкой, в общем, мастерским.
Фильм балансирует на грани дозволенного — подробности сюжета, шутки, пытки циничны и жестки. Азарт предследования маньяка обостряет собственные маниакальные психопатические наклонности преследователей. И вот три психопата, глядя на которых со стороны трудно сказать, кто больше маньяк, выясняют, у кого крепче нервы. Они так погружены в процесс, что забывают о цели затеянного, а к реальной жизни их время от времени возвращают только звонки "с воли" как роковое напоминание. Не знакома с израильскими актерами, но обилие крупных планов позволяет насладиться их эмоциональной профессиональной игрой.
Заканчивается история на неприятной тоскливой ноте, все участники событий оказываются в проигрыше и история заходит в тупик, символизируя, видимо, неприемлемость насилия как способа разрешения конфликтов. Для простенькой черной комедии, согласитесь, такая концовка была бы слишком философична. А отсутствие положительного героя, морали и хэппи-энда далеко от голливудских рецептов кинопроизводства. Помимо пищи для глаз, ума и души киномана, картина еще и своеобразный учебник для криминалистов, психологов, профайлеров.
Автор: Татьяна Федотова