Это вам не "Жизнь Пи". Суровое выживание вопреки, существование на грани, хождение по краю пропасти, борьба до последнего вздоха – отчаянная драма за авторством Джея Си Чендора с Робертом Редфордом в главной – и единственной – роли. Зрелище, прямо скажем, на редкого любителя, да и тот может в какой-то момент порядком заскучать. Но на что только не идут авторы ради максимального реализма... и зачем только? Это кино, все-таки.
Впрочем, даже здесь пресловутый реализм вызывает легкие сомнения из-за феноменального невезения, которое сопровождает героя Редфорда. То ли он такой уникальный неудачник, то ли звезды особым образом сложились, но удача обходит его стороной за многие морские мили, словно сторонясь прокаженного... или в реальности все действительно так бывает? Наверное, бывает, и не так бывает, и гораздо худшее происходит. Но здесь буквально череда несчастий, одна за другой, так что, ближе к финалу, уже просто гадаешь, какая напасть настигнет персонажа в этот раз.
Зато свою жанровую принадлежность к триллеру оправдывает на все сто. Пусть герой произносит за весь фильм от силы десяток фраз, пусть все остальное происходит в полном, смиренном молчании, пусть все, что он делает – простые, бесхитростные действия, направленные на спасение самого себя, все это необъяснимым образом завораживает. Не всегда, правда – временами откровенно клонит в сон, особенно в середине сеанса, но, по большей части, глаза без устали следят за каждым значимым и не очень действием.
И все-таки фильм немного провисает. Начало и конец – чрезвычайно бодрые и каждый по-своему захватывают дух, но середине утомляет, особенно из-за редкого (пусть и меткого) использования музыки. Саундтреку явно стоило бы уделить больше внимания, ибо те места, в которых он звучит – самые запоминающиеся, и плевать на реализм, ведь главное, в конце концов, зрелище. А оно лучше всего идет бок о бок с мелодией, аккуратно пронзающей нить повествования, чтобы вплести в нее новые оттенки.
Однако все технические детали и аспекты меркнут и бледнеют перед самим Робертом Редфордом. Живая (и пусть пребывает в этом статусе как можно дольше) легенда Голливуда, которой здесь пришлось играть одними лишь лицом и телом, одному, без всякого взаимодействия с другими актерами в виду их полнейшего отсутствия. Такой себе своеобразный бенефис, который под силу лишь истинным актерам... и он – один из них.
Кто бы мог подумать, что наблюдать полтора часа за одним-единственным человеком, совершающим, если так призадуматься, вполне себе обычные в его ситуации действия, обыденные, даже можно сказать? Благодаря Редфорду это таки стало правдой – каким бы тягучим и затянутым иногда ни было повествование, он все спасает. В своих интервью он явно лукавил – Джей Си Чендору он целиком не поддался, расслабившись. Наоборот, использовал все свои навыки и мастерство, чтобы сыграть роль крепкого и несгибаемого, но попавшего в поистине, пардон, хреновое положение, человека.
Просто, наверное, все это для него оказалось настолько необременительно, что он и не заметил, как вытянул провисающие в фильме моменты. Просто превосходно – это ли не истинное мастерство? И почему он так редко в последнее время мелькает на широком экране? Несправедливо.
Словом, Джей Си Чендор определенно начал вырабатывать собственный почерк – пусть "Предел риска" и "Не угаснет надежда" (один из редких примеров удачной, весьма поэтичной локализации – при том, что по смыслу наше название прямо противоречит оригиналу) и являются по содержанию совершенно разными фильмами, по форме подачи их грех не сравнить. Спокойное, вдумчивое – иногда даже слишком – неторопливое повествование, осторожное использование музыки, акцентирование внимания на внешних проявлениях переживаний персонажей, простите что так закрутил – все это придает работам Чендора определенный шарм. Аккуратный реализм – наверное, так можно все это обозвать. Что ж, будем с нетерпением ждать новых работ режиссера – они обещают быть как минимум интересными...
Автор: Роман Волохов