Отечественное ТВ в минувшие праздники сделало все, чтобы реанимировать интерес зрителя к истории французской амазонки 17 века Анжелики де Сансе, показав всю знаменитую франшизу 1960-х. Юную красавицу отец фактически продает богатому графу де Пейраку, обезображенному тяжелым увечьем, "дьяволу" и "колдуну" в глазах невежд. Ненависть и неприязнь к супругу постепенно перерастает в любовь, но баснословное богатство Пейрака вызывает зависть короля Людовика XIV и его приспешников, и Пейрак попадает в Бастилию, а Анжелика посвящает себя мести.
Для середины ХХ столетия серия романов и сделанная на их основе серия фильмов об Анжелике стали знаковыми. Книги супругов Анны и Сержа Голон (Симоны Шанжё и Всеволода Голубинова), разошедшиеся тиражом более 150 млн экземпляров, ассоциировали с сексуальной революцией на западе, а фильмы стали камертоном чувственности, красивой эротики, близко подходящей к рубежу софт порно по меркам 1960-х, самой трогательной и головокружительной любовной историей, оставляющей позади самих Ромео и Джульетту, наконец, легендой о настоящей Женщине — неукротимой, страстной, верной, умопомрачительно желанной. Успеху фильма способствовала Мишель Мерсье в роли Анжелики, секс символ французского кино 1960-х, томная и чувственная, раскрепощенная и дерзкая, идеальный объект желания со сливочной кожей, красиво нарисованными миндалевидными глазами и златоволосыми париками.
В новом фильме все иначе. Остались сюжетные ходы и характеры в самом общем смысле, но буквального цитирования нет. Это по-прежнему классическое поэтическое костюмное кино с дворцовыми интригами, необычными дуэлями на шпагах, восхитительными костюмами, блеском аристократического антуража и убожеством парижского дна. С отличной операторской работой (Петер Цейтлингер) — длинные цельные сцены, необычный свет, много свечей в ночных сценах. Но в нем меньше патоки, романтизма, сделан шаг в сторону реализма, усилены сугубо политические линии в духе реалий сегодняшнего дня — противостояние монархической власти и ее оппонентов, добавлены религиозно-философские мотивы. Визуальный ряд более аскетичный, избыточность барокко уступила место немного готической сдержанности и респектабельности, а эротизм целомудрию — опять же по меркам дня сегодняшнего, поскольку единственная интимная сцена заставила бы краснеть персонажей Мишель Мерсье и Робера Оссейна.
Режиссер тунисец Ариэль Зейтун питает слабость к независимым и сильным женщинам, этот интерес отмечен его участием в проектах "Красотки", "Бандитки", "Коломбиана". В Анжелике он увидел врожденный аристократизм, высокое достоинство, которые подпитываются не пресной моралью, а свободной волей и крайней независимостью. Ведь ее и воспитывали как мальчика, все ее упрямство и прямота родом из детства. 24-летняя Нора Арнезедер, восходящая звезда французского кино ("Париж! Париж!", "Код доступа "Кейптаун", "Маньяк") не так женственна как Мишель Мерсье, зато и не так эфемерна. В ней есть красота молодости, неудержимая энергия, железная воля, безрассудная отвага и отчаянная страсть.
Жерар Ланвен в роли графа Жоффрея де Пейрака формально отходит от литературного первоисточника. Ланвену 63, а не 40 лет как Пейраку. Но духу книги этот выбор соответствует гораздо больше, чем Робер Оссейн — Пейрак 1960-х. Именно ощутимая разница в возрасте и подчеркнутое физическое несовершенство Пейрака-Ланвена делают более понятным изначальную неприязнь к нему юной супруги. Красавица отказывает чудовищу, но довольно скоро обнаруживает, что за маской чудовища и дьявола скрывается благородный рыцарь, интеллектуал, искушенный любовник и душа, претерпевшая многие страдания. Ланвен полон жизни, изыскан, обаятелен, умен и очень естественен в роли богатого аристократа 17 века. Зейтун увидел его как Одиссея, вернувшегося из долгих странствий и нашедшего гармонию в глубокой взаимной любви.
Компанию Норе и Жерару составляют талантливые актеры, чьи имена ассоциируются с культовыми фильмами последних лет. В роли кузена Анжелики маркиза де Плесси-Бельера Томер Сисле ("Ларго Винч", "Бессонная ночь"), Николя — Матье Кассовиц ("Ненависть", "Мюнхен") адвоката Дегре — Симон Абкарян ("Казино Рояль", "Цель номер один"), короля Людовика — Дэвид Кросс ("Чтец").
Фильм заканчивается титром "Конец первой части". Понятно, что проект с неплохой коммерческой перспективой, пусть даже он уступит в культовости первоисточнику, будет продолжаться. В принципе все сюжетные мотивы романов актуальны и сегодня — реальность и иллюзии, добро и зло, верность и предательство, власть и оппозиция, феминизм и женственность, трагедии и счастье любви. А новая экранизация понравилась 92-летней Анне Голон гораздо больше, чем интерпретация режиссера Бернара Бордери в 1960-х.
Если не забывать, что ремейк по определению преполагает новую интерпретацию первоисточника с поправкой на новый социальный контекст, и не оглядываться на 1960-ые, то фильм Ариэля Зейтуна "Анжелика, маркиза ангелов" можно считать состоявшейся добротной экранизацией с оригинальным альтернативным взглядом на судьбу супружеской пары Анжелика и Жоффрей де Пейрак.
Автор: Constance