Любимый сюжет старых картин про необъяснимое – правительство продолжает эксперименты фашистов по созданию суперсолдат – получил второе дыхание в фильме Пола МакГигана «Push» («Пятое измерение» появилось из попыток локализаторов чем-то заменить слово «Толчок», означающее здесь «подталкивать», а не то, что вы подумали). Если вкратце, это такие «Люди Икс» (ну или сериал «Герои») в Гонгконге с по-восточному тонкой, затягивающей атмосферой, потрясающими съемками и отличным саундтреком.
Если подробнее: секретная правительственная организация «Дивизион», продолжая работу фашистов над суперсолдатами, создала людей с паранормальными способностями, которые у всех различны. Одни умеют перемещать объекты, другие – внушать мысли и «подталкивать» к определенным поступкам, некоторые видят будущее. Дивизион контролировал всех этих людей икс, но со вторым поколением вышла неувязка – унаследовавшие паранормальные способности «дети» взбунтовались и отвергли власть правительственной организации.
Парень по имени Ник (Крис Эванс) с талантом к телекинезу прячется в Гонконге, когда его находит тринадцатилетняя ясновидящая Кэсси Холмс (Дакота Фэннинг) и сообщает, что его бывшая возлюбленная Кира сбежала из секретной лаборатории, прихватив чемоданчик с крайне важным для Дивизиона содержимым. Ник с Кэсси отправляются искать Киру, а по их следу идут гонконгская банда и жестокий агент Дивизиона Генри Карвер (Джимон Хонсу).
Я так подробно излагаю сюжет, потому что режиссер фильма «Push» - шотландец Пол МакГиган, сделавший до этого еще два фильма-перевертыша – «Одержимость» и «Счастливое число Слевина» - и, видимо, на них специализирующийся. «Пятое измерение» (тьфу какое неподходящее название!) нужно смотреть, будучи в ясном уме и трезвой памяти – сюжет будет играть с вами, подбрасывая всё новые элементы головоломки, а в конце вообще все перевернется, но будет уже поздно.
Закрученный сюжет (не хуже, чем в «Слевине») – одна из причин, как МакГигану удалось добиться той чарующей атмосферы в фильме, которой ни в каких «Людях Икс» вы не найдете. Две другие составляющие этой атмосферы – цветастые гонконгские кварталы и отличные актёры.
Дакота Фэннинг с Крисом Эвансом (именно в такой последовательности) образуют необычную экранную пару, которая чем-то похожа на Леона с Матильдой, но в то же время сильно отличается – такого, кажется, в принципе еще не было. Никакой романтики между ними быть не может, но взаимные симпатии очевидны – и из них к концу фильма пробивается нежная дружба, основанная не на интересе, а на очарованности. Джимон Хонсу еще у Майкла Бэя в «Острове» продемонстрировал свой потенциал отрицательного героя, и в «Push» он раскрывается по полной, прочно занимая место в двадцатке лучших кинозлодеев. Моменты, когда у агента Карвера чернеют глаза, можно отнести к фирменным находкам фильма – вроде проводов от гарнитур у агентов в «Матрице».
«Push» достаточно бюджетный фильм – 38 миллионов долларов по «ихним» меркам сразу относят его к разряду «среднячков» и студийных экспериментов. Однако эффекты с демонстрацией паранормальных способностей героев в фильме выполнены на удивление внушительно – вместе с затягивающим в экран магнетическим визуальным рядом (хвала оператору!) все эти резкие смещения-взрывы в пространстве и порхание пистолетов в воздухе смотрятся просто классно. Лучшая сцена – дуэль на пистолетах, которые летают в воздухе и палят сами собой, повинуясь воле их владельцев.
Несмотря на все эти находки и прелести, герои «Push» совершенно не вызывают сочувствия: какой смысл переживать за героев, которых в критический момент всё равно спасет какая-нибудь суперспособность? Из-за этого новый фильм МакГигана, в отличие от «Слевина» с «Одержимостью» кажется развлекательно-легковесным – фактически вступив на территорию кинокомиксов, режиссер крутейших головоломок сразу подхватил все худшие комиксные недуги: дурацкие сюжетные мотивы, отсутствие глубины характеров и серьёзности происходящего.
«Пятое измерение» нельзя назвать совершенно бессмысленным – фильм пытается говорить с нами о предначертанности, о предопределенности наших поступков обстоятельствами и чужой волей, и в широком смысле – о судьбе. Но чтобы получить на подобное верный ответ, нужно сначала суметь сформулировать вопрос, чего «Пятому измерению» с его удивительной атмосферой, к сожалению, не удается.
Автор: Дмитрий ‘Римайер’ Жигалов