"
Замок в Италии" — небезынтересный авторский фильм итало-французской актрисы и кинорежиссера Валерии Бруни-Тедески, нетрадиционная и довольно живая семейная драма, в которой художественный вымысел тесно переплетен с автобиографической реальностью.
О сюжете. Семья Росси Леви — мать (Мариса Бруни Тедески) и ее сорокалетние отпрыски - дочь Луиза (Валерия Бруни-Тедески) и сын Людовик (Филиппо Тими) — вымирающий аристократический род. Людовик, в юности любимец женщин и, видимо, не только женщин, болен СПИДом в последней стадии. Незамужняя Луиза, в свое время очень популярная актриса кино, оставила профессию "ради жизни", которая у нее так и не сложилась. Отношения в семье довольно одиозные и слегка "вырожденческие" как в психологическом, так и в физическом смысле.
Утрачен семейный бизнес, пока остался замок, напичканный историческими и художественными ценностями, содержание которого им давно уже не по карману, и на который точит зуб местный мэр. Поэтому на повестке дня продажа родового гнезда сначала по частям (картины Брейгеля и Каналетто), а потом и целиком. Луиза знакомится с совсем молодым актером Натаном (
Луи Гаррель), с которым у нее завязывается довольно муторный роман, то сближающий, то отдаляющий их друг от друга, то ли ради встряски, то ли ради возможности завести наследника. В интерьере социального декаданса рисуется психологический портрет семьи и ее ближнего круга, довольно едкий и даже саркастический.
Теперь о переплетениях с действительностью. В основу сюжета легли почти подлинные истории из жизни семьи Бруни-Тедески. На роль экранной матери Валерия пригласила свою мать, которая уже снималась раньше в ее картинах. 30-летний Луи Гаррель в жизни также гражданский муж 49-летней Валерии. Персонаж Гарреля Натан, как и сам Луи, снимается у отца-режиссера с детского возраста. Экранный отец Натана (Андре Вильм) действительно похож на его отца Филиппа Гарреля. Брата у Валерии нет, но есть родная сестра Карла Бруни-Саркози, актриса, модель и жена бывшего президента Франции Николя Саркози.
А сам сюжет, согласитесь, отчасти отсылает нас к классической прозе, даже к чеховскому "Вишневому саду", ведь русская классическая драматургия традиционно близка европейским актерам. И здесь тоже рубят деревья, только не вишневые, а вековой каштан, заболевший какой-то плесенью. Такой микс реальности и фантазийных добавлений вполне в духе современного постмодерна.
Актерский ансамбль в целом гармоничен и профессионален. В центре сюжета психологический портрет Луизы и ее многогранные отношения с Натаном. Валерия Бруни-Тедески и Луи Гаррель принадлежат к числу востребованных профессионалов французского кино, отмеченных престижными европейскими кинонаградами. Дуэт получается трагикомический, приятно острый и талантливый. Натан молодой сноб, богемная артистическая натура, бежит от сложностей, обязательств и суеты. Таким enfant terrible мы помним Гарреля еще со времен "Мечтателей"
Бернардо Бертолуччи. Луиза, кажется, притягивает к себе суету и проблемы и, чем больше стремится просто радоваться жизни, тем в более нелепые и напряженные ситуации попадает. В сущности и она не менее избалована чем ее молодой приятель, но другой средой, другим достатком и идеалами другого поколения. Хорош также Филиппо Тими в роли брата, который ощутимо на глазах медленно угасает от болезни.
Не берусь сравнивать фильм с европейскими шедеврами, посвященными "скромному обаянию буржуазии", лентами
Луиса Бунюэля,
Лукино Висконти, Бернардо Бертолуччи,
Клода Шаброля. Он счастливо сочетает в себе драму с иронией, самоиронией и сатирой. Но, пожалуй, Бруни-Тедески скромно не претендует на место среди французских классиков и на эпичность. А отсутствие в фильме морализаторства, самолюбования и прямота привлекательны и заслуживают уважительного внимания.
Автор: Татьяна Федотова