Слава Илуватару! Пациент пошел на поправку, наконец-то выйдя из полукоматозного состояния. Пусть его все еще лихорадит, да и самостоятельно ходить он не в силах – бедному старшему брату приходится постоянно вертеться вокруг и следить, чтобы на ровном месте не переломал ноги – зато он уже способен двигать конечностями, складывать отдельные слова в осмысленные предложения и что-то там потихоньку фантазировать и воображать. Правда, последнее – все еще лишь в горячечном бреду. Но прогноз все равно утешительный.
Однако не торопитесь обольщаться – "Хоббиту" до "Властелина колец" до сих пор как пешком от Шира до Мордора (через Валинор), и речь, разумеется, отнюдь не о масштабе. Иногда "Пустошь Смауга" навевает воспоминания о второсортных фэнтезийных боевиках (и космических операх, в плане качества) 70-ых и 80-ых годов, иногда фильм похож на какую-то без(д)умную RPG по мотивам мира Средиземья, в которую, поклонников ради и фанатов для, понапихали звериную дозу отсылок к детской книжке профессора, так что даже можно выстроить кое-какой сюжет. Но одно, по крайней мере, утешает: очередное возвращение Джексона в эту восхитительную Вымышленную Вселенную не ограничилось бездумным и топорным копированием всего самого светлого и прекрасного из грандиозной первой трилогии. Наконец-то соригинальничали.
Впрочем, наблюдая за некоторыми новыми – а также очень старыми – персонажами, невольно начинаешь задумываться, так ли уж надо было силой заталкивать их сюжет, и без того весьма дутый? Да-да, речь идет, в первую очередь, про Тауриэль и связанную с ней романтическую линию, ради которой смело можно учредить новую номинацию для "Золотой малины", что-то вроде "Самая загадочная, натянутая, бессмысленная и бестолковая трата хронометража (за которую сценаристам должно быть стыдно до конца дней своих)". Зачем нужно было вводить в историю ее персонажа, совершенно чуждого этому произведению? В чем смысл распылять сценарий на этот набор примтивных, приторных и слащавых штампов? К чему было влюблять в нее одного из гномов, да еще и подарив бедняге надежду на взаимность? Ну... бог его знает (причем сразу два, имя которым – "Целевая аудитория" и "Маркетинг", гори они пламенем дракона).
Кстати о любви ежа с ужом, тьфу, то есть, гнома с эльфийкой – ничего не напоминает? Там, владычиц всяких лесных, бородачей удалых, зачарованные рощи, золотые локоны, подарочки необычные... кто сказал Галадриэль? Можете взять подарочный томик Толкина, на выбор, и от души отчитать Джексона сотоварищи, вы это заслужили. Даже не надейтесь, что это – единичный пример; автоплагиата, который даже не пытаются выдать за отсылки и пасхалки, все еще выше крыши Эребора. Хотя, конечно, с первой частью не сравнить, "добра" этого все равно вполне достаточно, чтобы периодически возникало желание выбежать из зала, вернуться домой и врубить "Братство кольца" или "Две крепости". Зато на примере таких вот поворотов и ответвлений сюжета, да множества отдельных сцен, прекрасно видна деградация навыков режиссера – о чем, к слову, лучше тысячи слов говорит еще и его собственное камео, не только лишенное какого-либо намека на изящество, но и отдающее самодовольством.
Но будем справедливы – деградации зато не наблюдается в технической части. Все стабильно, добротно, надежно... застряло на уровне начала нулевых. Полная стагнация. Ладно, практически полная: видимо, тому, кто отвечал за спецэффекты, дюже приглянулся Смауг ("Мы смоделируем своего Голлума! С крыльями и чешуйками!"), так что на него было решено угробить большую часть выделенных на графику средств, а уж на все остальное благополучно забили магический посох, оставив все как есть. Прекрасная стратегия, чего уж греха таить. Все для Смауга, все для победы! "Что-а?! Окружить хотя бы его, всего их себя проработанного вплоть до отдельных складок непробиваемой кожи, столь же проработанной и правдоподобной локацией? Да ну не, нам лень. И так сойдет. И вообще, с чего вдруг вам не понравилось это убогое плавленное золото, словно склеенное на коленке старшеклассником, который на прошлой неделе про 3ds Max узнал?
И, разу уж речь зашла о Смауге... хотите прививку от разочарования? Если нет, этот абзац смело пропускайте, потому что не упомянуть про такое просто невозможно. Концовка "Пустоши Смауга" еще хуже, чем в первой части. Нет, не так... она чудовищна. Отвратительна. Убога. Это не уровень эпического блокбастера в трех частях, это уровень сериала среднего пошиба с ABC. Идейный преемник совершенно нелепого и отдающего инфантилизмом нежелания создателей показать в первой части облик дракона, ограничиваясь лишь его тенью, да глазом. Повествование, оборванное на полуслове. Никакого изящества, никакой тонкой работы – просто взяли ленту, примерно прикинули, где какие события происходят, и резанули почти не глядя, задев и без того дрожащие в изнеможении струны зрительской души.
Зато третья часть обещает быть насыщенной, о, да. Очень насыщенной, невероятно, чрезмерно – если учесть, что осталось только пять глав, плюс черновики профессора, которые, если повезет, используют для описания осады Дол Гулдура. Хотя, глядя на уже проделанную работу, как-то слабо вериться в сразу две баталии, прибереженные для финала, в любом случае, уже просто жутко предсказывать и представлять, во что на этот раз выльется необузданная фантазия сценаристов. Того и гляди, скопируют армию мертвецов, рядышком вставив сюжетную линию про любовь, скажем, орка и орла. Почему бы нет? Романтично же! И необычно.
Кстати о Дол Гулдуре – над Гэндальфом таки сжалились и постепенно возвращают ему облик умудренного и могущественного старца, избавляя от образа шутливого рояля-в-кустах, который бедняге навязали в первой части. Не говоря уже о том, что он чуть активнее, чем даже во "Властелине колец", начал использовать практическую боевую магию, что радует. Правда, и здесь выскакивают аналогии то с Балрогом, то с Изенгардом, но это мелочи – тем более, явно не лучшим образом реализованные, несмотря на весь потенциал. Тот же поединок с Некромантом оказался слишком скоротечен и подпорчен неудачной рекурсией и совершенно отвратным, эпилептичным монтажем. А жаль – сцена могла бы получиться просто улетная, такой себе отрыв башки – с такими-то героями!
Но что мы все о плохом, да о плохом? Пациент-то выздоравливает, в конце концов...
Сиквел обыгрывает первую часть, в основном, за счет возросшего количества событий на минуту времени. Куда более насыщенный, а главное – динамичный, хоть это и грозит тем, что третью часть попытаются вытянуть исключительно за счет одной сплошной, непрерывной битвы, состоящей из плавно перетекающих друг в друга сражений. Погоню на бочках можно за многое упрекать (например, за ту же графику, за непонятно откуда берущиеся новые бочки, за перепрыгивающих эльфийские укрепления орков, ага), но только не за скуку. Скучать там некогда, и хореография, даром что основанная на Синдроме Штурмовика, производит приятное впечатление.
А Эребор просто восхитителен, хоть и скверно детализирован. Помните оценки экспертов состояния Смауга на основе показанной в трейлере кучки золота? Кучки! Ничтожнейшей части. Будьте осторожны, жадные до денег люди, когда идете на сеанс – у вас может без труда повредиться рассудок. Не говоря уже о величественных и прекрасных чертогах подгорного царства, которые, безусловно, напоминают Морию, да только не обветшалую и гораздо более просторную! Никакая отсталая графика не способна убить впечатление от этих грандиозных залов, мощных кузниц, бездонных расщелин и величественной резьбы. Хоть где-то самобытность экранного Средиземья не только удалось сохранить, но и приумножить – озерному городу, Эсгароту, в этом плане повезло куда меньше. Такой себе нарочито-средневековый городишко, полностью слизанный из исторических фильмов и иллюстрированных методичек по медиевистике. Даже обидно от того, что над ним практически не старались – видать, даже бешеного бюджета не на все хватило, так что художникам пришлось работать за еду.
Однако приятнее всего удивили новые актеры, как впервые засветившиеся на экране, так и перекочевавшие из предыдущего фильма. Оставим в покое беднягу Радагаста, над которым продолжили безбожно издеваться, и Леголаса, который, помолодев на полвека, случайно взял и возмужал, подрос и вообще стал явно солиднее. Куда интереснее оказался Торин, которого Ричарду Армитэджу наконец-то дали нормально сыграть! Последние параллели с Арагорном остались в прошлом, и из него наконец-то слепили полноценного, самобытного персонажа, на которого не просто не стыдно, но весьма интересно смотреть. Плюс некоторые гномы начали обретать некие контуры индивидуальности, даром что поздновато.
Бард Лучник просто прекрасен, Люк Эванс поработал от души, даром, что его сразу сделали норальным персонажем, за которым весьма любопытно наблюдать. Иной раз ему даже удавалось перещеголять Армитэджа – и вообще, между ними словно соревнование проходило, выходящее за рамки сюжетного соперничества. Куда меньше повезло Микаэлу Персбрандту, чьего Беора просто сили, и Мартину Фриману, которого в очередной раз пол-фильма – как раз пока Эванджелин Лилли раскрывала свою картонную героиню – продержали чуть ли не на вторых роях, выдвинув вперед лишь под конец, так что иной раз невольно удивляешься, почему фильм назвали "Хоббит", а не "Гномы". Напоследок – Стивен Фрай по-своему великолепен, хоть и скромен в выделенном ему экранном времени.
От того, во что Джексон превратился сам и превратил вверенный ему сказочный, волшебный, лучший фэнтезийный мир все еще грустно и щемит в груди. Но, по крайней мере, он и сам это начал осознавать, и встал на путь исправления собственных ошибок. Времени, конечно, не хватит – нужен еще добрый десяток "Хоббитов", чтобы достигнуть хотя бы уровня "Братства кольца", но от показанного на экране уже удается получить некоторое удовольствие, не (сильно) расшибая при этом лоб ладонью.
Да, про графику говорить хочется только нецензурно. Да, Говард Шор сдал свои позиции еще сильнее, продолжив эксплуатировать знакомые мотивы, добавив буквально пару-тройку новых, куда более слабых. Да, сюжет все такой же сырой и халтурный. А главное, самое главное во всем этом вымышленном мире – атмосфера – так до сих пор и покоится где-то на периферии, лишь изредка, буквально на пару кадров раз в полчаса грациозно выбираясь в центр, дабы заставить зрителей лишний раз пустить воображаемую, а то и вовсе реальную, слезу по утраченному таланту режиссера.
Но теперь все это поднялось до уровня бестолкового поп-корн-муви, выкарабкавшись из пучины жалкой пародии на один из лучших в истории кино блокбастеров. Безусловно печально. Но уже терпимо.
Давай, Питер Джексон, заканчивай быстрее эту дорогу, не трави больше душу. А там мы уж сами как-нибудь, оглядываясь назад, переживем все это.
Автор: Роман Волохов