У фильма был обоснованно высокий рейтинг ожиданий. Во-первых, благодаря главе проекта Полу Гринграссу, уважаемому режиссеру жестких динамичных политизированных экшн фильмов, который собрал отличную команду профессионалов жанра — оператор Бэрри Экройд ("Повелитель бури"), монтаж Кристофер Раус (франшиза о Борне). Плюс к этому дважды оскаровский лауреат Том Хэнкс в главной роли, плюс один из самых заслуженно востребованных композиторов в кино Генри Джекман. Еще одна причина — совершенно почти не тронутая в кино, но актуальная сегодня тема морского пиратства, тем более основанная на свидетельствах ее непосредственного участника капитана Филлипса.
Часть этих ожиданий оправдалась с лихвой. Это действительно фирменный фильм Гринграсса, постепенно затягивающий в крутой и напряженный экшн. Начинается всё на редкость буднично, супруга провожает Филлипса в аэропорт, по дороге они мирно беседуют о том, что жизнь стала совсем другая, надо за ней поспевать и крепко за нее держаться. Впрочем, разговор оказывается почти в темe дальнейших событий. На судне сначалa тоже все спокойно, потом как предупреждение появляются пираты, далее преупреждение сменяется явной угрозой, за которой следует катастрофа, ее жесткое разрешение и в финале на взвинченных нервах можно плакать вместе с пережившим шок Филлипсом.
Ничего не имею против дрожащей ручной камеры, от которой якобы у некоторых зрителей, сидящих в зале, началась морская болезнь. Она добавляет документальности и эмоциональности истории. И как еще лучше можно было снять внутреннее пространство тесной спасательной шлюпки, при качке, где находятся 4 пирата, непрерывно жующих дурь, и несчастный заложник-капитан, все на взводе, угрожают друг другу оружием и периодически дело доходит до мордобоя. Съемки, видимо, были не из легких.
Том Хэнкс стержень всей истории, король, остальные несут его мантию. Команда судна, военные, морские котики — все непримелькавшиеся актерские лица, хотя и узнаваемые. Майкл Чернус из "Люди в черном 3", Дэвид Уоршофски ("Заложница"), Макс Мартини ("Тихоокеанский рубеж"). А сомалийские пираты и вовсе непрофессиональные актеры, что очень добавляет убедительности. Искренние рыдания Хэнкса в финале вызывают неформальное сочувствие, поскольку съемочный процесс на второй части фильма даже физически выглядит некомфортным и изнурительным, не говоря уже о психологическом вживании в ситуацию.
Фильм довольно пафосный, гимн американсой демократии, самой сильной демократии в мире, гимн американским военным, опять же самым профессиональным в мире, осуждение и наказание мирового зла в лице сомалийских пиратов. Генри Джекман своей волшебной музыкой заставляет трепетать сердце и будит в зрителе лучшие чувств добра и справедливости. В общем, все хорошо.
Остается небольшая ложка дегтя, если только это не было запланировано заранее Гринграссом и сценаристом Билли Реем. В фильме нет врага. Есть несчастные, голодные, отощавшие безработные сомалийские рыбаки, которых местная сомалийская мафия обрекает на пиратство, собирая регулярную дань. Они не выбирали зло, это зло выбрало их. Рядом с ними все американцы смотрятся такими обласканными жизнью, упитанными и ухоженными, что кажется более логичным собрать несчастным пиратам благотворительную помощь, а не устраивать крутые разборки с роковым исходом. На четырех недокормышей, один из низ подросток, брошена такая военная мощь, которой по плечу справиться с большой армией таких вот "злодеев". Сталкиваются два мира, как у Бломкампа, мир элиты и мир изгоев, существование каждого большой упрек и кривое зеркало для другого.
Еще в этой ложке дегтя — подтасовка событий, о которой анонимно говорят в интервью New York Post за 13 октября 2013 члены команды судна "Маерск Алабама". В частности капитан Филлипс со слов команды не тот большой лидер, каким его интерпретировал Том Хэнкс, но излишне раздражительный и самоуверенный капитан (sullen and self-righteous captain), который действовал вопреки существующему анти-пиратскому плану Международной Морской Организации и спровоцировал весь инцидент.
В сущности реальные факты только повод для художественного переосмысления событий и странно было бы упрекать авторов фильма, что они последовали за версией событий, изложенной капитаном Ричардом Филлипсом. А не стали брать подробные интервью у всех подряд участников и не сделали потом вслед за Акирой Куросавой современный морской вариант "Расемона". Но к финалу сочувствие зрителя разрывается между Филлипсом и сомалийцами и эта неопределенность изрядно портит впечатление и разрушает ауру безупречности, сопровождающую как правило номинации ленты на "Оскар".
Автор: Татьяна Федотова