О фильме Сергея Жигунова задолго до премьеры ходила разнообразная интригующая информация. Что это один из самых дорогих отечественных фильмов (в итоге оказалось 12 миллионов долларов). Что Жигунов очень высоко поднял творческую и производственную планку: большую часть натурных съемок делали за границей, материал монтировали во Франции, цветокоррекцию делали в Финляндии, драки ставил Мишель Карьез, для которого наш фильм уже четвертый в карьере про мушкетеров. Музыку композитора Алексея Шелыгина исполняет Лондонский симфонический оркестр... и много других вкусностей. К тому же все мы помним, что у Жигунова за плечами большой опыт костюмных исторических фильмов — актерский в "Гардемаринах", продюсерский в сериалах "Королева Марго" и "Графиня де Монсоро".
Фильм почти классическая экранизация Дюма с небольшими доработками. Сделан в жанре очень динамичного и энергичного исторического боевика, с зашкаливающим обилием дуэлей, конных погонь и проч. Постановки конных и фехтовальных эпизодов действительно впечатляют, сделаны не просто технично, но с цирковым мастерством, с элементами акробатики и вольтижировки. Вся история и актеры очень эмоциональны и полны энтузиазма. Некоторая сумбурность, на которую можно и не обращать внимания, связана с тем, что 2 часа экранного времени монтировали из 94 часов отснятого для сериала материала. Это же обстоятельство ответственно, видимо, за некоторую схематичность персонажей и минимум сюжетных перипетий на большом экране и позволяет судить не об актерских удачах или провалах, но в первом приближении об удачах или неудачах кастинга.
23-летний Риналь Мухаметов в роли Д Артаньяна само очарование и чистота молодости, главный бонус фильма. Он актер и цирковой акробат, прекрасно владеет телом и сияет открытой белозубой улыбкой, читает дамам стихи Ронсара. Три мушкетера смотрятся по крайней мере внешне гармонично и фактурно, правда, не так вдохновенно, как Риналь. Портос (Алексей Макаров) и Арамис (Павел Баршак) более пунктирны, Атос (Юрий Чурсин) поживее, в меру загадочен, хладнокровен, ироничен и аристократичен.
Из прочих актерских работ неплохи Бэкингем (Константин Лавроненко), суровый, мужественный, деловой, романтик в душе; Ришелье (Василий Лановой), кардинал отечественного кино в роли кардинала французского двора; Людовик (Филипп Янковский) для разнообразия по сравнению с большинством прочтений Дюма коварный и неглупый, неплохой притворщик; Рошфор (Владимир Зайцев), в кои-то веки в собственной телесной оболочке, а не в виде любимого закадрового голоса. Но ярких гениев злодейства и изысканных величественных монарших особ фильм не подарил.
Жигунов усилил лирическую часть и любовные линии, доведя их до драматического накала. Этот романтический пласт далек от буквы Дюма, но в героически-галантный дух того времени вписывается, хотя многие восприняли это как трэш. С Д`Артаньяном и Констанцией все попроще, а романы Анны Австрийской-Бекингема и Атоса-Миледи обросли неожиданными минорно-сентиментальными подробностями.
Но в фильме хватает и веселости. Много казусов, опережающих полет фантазии Дюма, связано с Д`Артаньяном. Фразу "Рошфор, отдайте вы уже ему девять ливров" кидают Рошфору ближе к финалу, этот забавным образом случившийся в начале фильма долг при каждой встрече поминает ему Д`Артаньян как повод для дуэли.
В разных источниках упоминается не менее 115 экранизаций "Трех мушкетеров". Однако вопрос снимать или не снимать еще одну довольно праздный, все зачитываются в детстве романом о мушкетерах, почему бы не поиграть в них в зрелом возрасте, если есть возможность. Главное, насколько это будет интересно смотреть. Для большинства, уверена, любимой экранизацией остаются "Три мушкетера" 1961 Бернара Бордери (в двух частях), где хватает приключений, галантности, голубой крови, коварства, флирта и юмора, есть почти не изменившийся за 300 лет Булонский лес, взрывной и нахальный гасконец Жерар Баррэ, хрупкая блондинка, она же железная леди Милен Демонжо и другие актеры, абсолютно тождественные персонажам Александра Дюма отца. Очень сочны, конечно, наши мушкетеры Геогрия Юнгвальда-Хилькевича, ленты Ричарда Лестера 1973 и Стивена Херека 1993.
Лучшее в фильме Сергея Жигунова Риналь Мухаметов, потрясающая музыка Алексея Шелыгина, энергетический заряд, красивый экшн, не менее красивые натурные съемки. Это пропустить нельзя. Хотелось бы посмотреть 10-серийную ТВ версию для полноты ощущений.
Автор: Татьяна Федотова