Палеонтолог-неудачник изобретает усилитель тахионов (частиц, противонаправленных времени), и в компании своей единственной поклонницы и продавца фейерверков попадает в странный мир, заселенный динозаврами, полулюдьми-полумартышками и всякими гадами. От режиссера душевной страшилки про умненьких детишек «33 несчастья» Брэда Силберлинга ждали искрометной атмосферной комедии, а получили несмешной крупнокалиберный бред. В кинотеатрах напротив сеансов «Затерянного мира» должно висеть предупреждение «Берегите психику».
Первое, чем «Затерянный мир» ошарашивает: он категорически несмешной. На два часа экранного времени улыбнуться заставляют от силы три-четыре шутки – остальные больше напоминают натужные ужимки младшеклассников в школьном КВН.
Фильм довольно масштабный: за стомиллионный бюджет покажут ладью викингов, самолет и пароход, лежащие в пустыне, а также резвящихся динозавров – больших и маленьких. Но если до середины фильма спецэффекты были единственной составляющей, к которой не возникало вопросов, то после «Затерянный мир» дает каких-то чешуйчатых уродов в резиновых костюмах, скатываясь от миллионного блокбастера к телепередаче для самых маленьких.
Попытка понять, на какую целевую аудиторию фильм рассчитан, может вогнать в ступор: складывается ощущение, что все приложившие руку, голову и другие места к «Затерянному миру» думали каждый о своём зрителе. Художники-декораторы, наваявшие резиновых ящериц, явно ориентировались на детей, спецы по спецэффектам делали приключенческую картину, а сценарист со своей пошлятиной мечтал, кажется, что работает над софт-порно со снежными людьми. В итоге для детской сказки фильм невероятно пошл, для подростковой комедии очень наивен, для приключений непроходимо туп.
Детям на «Затерянном мире» точно делать нечего: количество сортирных и сексуальных шуточек в нём просто зашкаливает. Мохнатое промежуточное звено между человеком и макакой весь фильм лапает за грудь поклонницу палеонтолога, а он сам в какой-то момент начинает обливаться мочой динозавра. Случайно попавшие на фильм гопники потрясенно молчат и не могут даже придумать похабный комментарий к происходящему на экране: там и так всё просто отвратительно.
Каким образом кусок киношлака под названием «Затерянный мир» мог получиться у Брэда Силберлинга для меня непостижимая загадка. Этот режиссер снял милого «Каспера», сентиментальный «Город ангелов» и трогательную сказку по Лемони Сникетту: как же его так перекосило на потенциально любопытной комедии?
Всё ведь могло быть иначе – веселей и интересней – и «Затерянный мир» местами заставляет надеяться, что он не так плох. В начале фильма есть любопытный сюжетный узелок с куском горной породы из прошлого, на котором отпечаталась зажигалка главного героя. Кажется, у Шекли был рассказ, где группа исследователей долго раскапывает кости огромного ящера, стараясь понять, за кем он гнался миллионы лет назад – а в конце перед ящером обнаруживается джип с их собственными костями. Если б Силберлинг развивал свой фильм в этом направлении, «Затерянный мир» от этого вряд ли стал бы менее дурацким, но был бы по крайней мере увлекательным. Но эта штука с временной петлёй в фильме проскакивает мимоходом, а сюжет ближе к финалу заворачивает в дебри такой идиотии, что становится просто неудобно за то что смотришь этот клинический бред.
Герои в фильме в один из моментов находят дерево с мохнатыми плодами, содержащими наркотический сок, напиваются и бредят. Хочется верить, что талантливый режиссер Силберлинг собирался снимать другой фильм – был хороший сценарий, актёры, натура и задумки – а потом кто-то нашёл наркотическое дерево – и понеслась! Выходя из кинозала, больше всего мечтаешь о том, чтобы «Затерянный мир» оказался похмельным бредом. Иногда лучше курить, чем снимать – за галлюцинации не так мучительно стыдно.
Автор: Дмитрий ‘Римайер’ Жигалов