Экранизация неглупой, интересной, в меру твердой, способной похвастаться оригинальной идеей фантастики – это ведь прекрасно! Часто ли нас таким балуют? Столпы сего прекрасного литературного жанра, увы, не всегда пользуются спросом у кинематографистов; а то, что доходит до экранов, зачастую оказывается беззастенчиво искажено до неузнаваемости, потери смысла и подмены посыла. Но вот появилась "
Игра Эндера", киноадаптация знаменитого одноименного романа Орсона Скотта Карда, и... опять двадцать пять.
Хотелось бы верить, что провидение, глядя на плоды авторов сюжета, лишь горько усмехается – но, похоже, вместо этого оно дико и нагло хохочет. Шутка ли – сам автор оригинала не смог переписать свое произведение в цельный, законченный и самостоятельный сценарий для киноленты! Что-то во Вселенной сломалось, раз режиссер
Гэвин Худ смог оказать на него столь сильное влияние. Хотя, справедливости ради – первоисточник и сам по себе достаточно непрост для экранизации в рамках одного-единственного фильма.
"Игра Эндера" получилась хорошей картиной, но не самой лучшей адаптацией. Можно сколько угодно говорить о том, что фильм есть фильм, и что его можно – а то и нужно – воспринимать отдельно от первоисточника, к работе Худа это условие малоприменимо. Слишком много моментов опустили, слишком много оставили за кадром. Если сознательное – и, в целом, оправданное – полное удаление самим Кардом сюжетной линии Локка и Демосфена еще можно проигнорировать, то совершенное нераскрытие мотивации жукеров окончательно слило и без того порезанную концовку. И ради чего? Ради нескольких красивых кадров, которые побоялись "портить" хотя бы закадровым "голосом тех, кого нет".
К счастью, "Игра Эндера" – один из тех прекрасных фильмов, которые продолжаются и заканчиваются в голове зрителя. Это его в некоторой степени и спасает. Причем дело не ограничивается одним лишь додумыванием тех или иных пробелов, куда интереснее размышлять над представленными в фильме дилеммами и процессами. Насколько оправданно губить жизни пешек, превращая их в бесстрастных ферзей, богов тактики и стратегии, ради спасения их соотечественников? И нужно ли вообще устраивать превентивный ксеноцид, если нельзя с полной уверенностью говорить о намерениях врага? Не говоря уже о проблемах одиночества и ответственности.
Любовь к врагу, стремление к недостижимому идеалу, оправданная и расчетливая жестокость – наслаждайтесь, тем хватит на всех. Разве что сравнения предельно ироничного восприятия людьми главного героя и его брата не хватает – для полного комплекта, чтобы окончательно добить тех, кто смотрит фильм. За всем этим действительно интересно наблюдать, над этим по-настоящему интересно размышлять, желательно даже не одному – как говорится, в споре рождается истина. С рядовым блокбастером "Игру Эндера" роднят разве что сражения – они великолепны, хоть и предельно скоротечны.
Тот случай, когда можно было бы еще немного увеличить почти двухчасовой хронометраж – бои в невесомости заставляют голову кружиться не только от восторга, а мастерство Эндера, которое он воплощает в своих ва-банковских способах победы, придает схваткам особый смак. К тому же, еще лет десять назад это выглядело бы и вполовину не так эффектно, как сегодня, когда происходящее на экране иной раз кажется более реальным, чем то, что творится в реальной жизни. Что до космических битв звездных армад, то особого внимания заслуживает разве что итоговый экзамен. Просто шикарное, завораживающее, без преувеличения грандиозное и торжественное зрелище.
И все-таки, прежде всего это история о парне – возраст слегка увеличили по сравнению с книжным, вполне разумно – который стал спасителем и чудовищем, мессией и убийцей, святым и проклятым. Который не был избранным, но стал лучшим – однако какой ценой? Не только собственной психикой – собственным характером – пришлось ему расплатиться, но и характерами других. Все остальные здесь, по большей части, выступают катализаторами со стандартным набором эмоций и способов их проявлений. Некоторые персонажи вовсе карикатурны, так что зрителю не остается выбора, кроме как целиком и полностью обратить свое внимание на главного героя.
Благо, оно того стоит. Юный, но уже безмерно талантливый
Аса Баттерфилд в очередной раз усердно и успешно доказывает свое актерское мастерство. Весьма непростая роль живого оружия, инструмента возмездия, ему удалась, даром что все силы вокруг были брошены не только на развитие его способностей, но и на развитие его характера – как в кадре, так и за кулисами. И даже на фоне ветерана Форда она держится и выглядит отлично – вполне достаточно, чтобы играть роль стержня всего фильма.
Наконец, сам фильм в какой-то степени если не медитативен, то как минимум отдает арт-хаусом. При всем масштабе происходящего, действие по большей части камерное, сосредоточено на диалогах и поведении героев, хотя развивается весьма парадоксальным образом: с одной стороны – события скачут от одного к другому, пропуская немалые временные отрезки и иногда даже отключая ощущение времени; с другой – сами по себе длятся немало, сняты обстоятельно, детально прорисованы и любовно созерцаемы спокойным оператором. Лишь дважды сцены обучения переплетаются между собой в поток кадров, охватывающий неизвестно сколько времени, большая же часть фильма поставлена чуть ли не вдумчиво.
И это придает "Игре Эндера" определенного шарма. Возможно, фильму и не хватает холодной атмосферы, жестокости, да и главный герой не настолько отрешенный, как было изначально – при всех возникающих перед ним проблемах и врагах, он содержится в чуть ли не тепличных условиях, из-за чего и сам дух картины невольно согревает смотрящих. Но, в целом, экранизация олдскульной фантастики вышла весьма качественной. Удивительный симбиоз вечно актуальных вопросов, интересных идей, немолодого сюжета и великолепного визуального ряда. При всех недомолвках, вызванных не лучшим переносом оригинала на большой экран, смотрится все это увлекательно, да еще и заставляет поломать голову над увиденным.
В конце концов, позиция "или мы, или они" никогда не станет бесспорной, а потому и рассуждать на эту, и сопутствующие ей темы – вроде заявленной в эпиграфе и упорно развиваемой любви к заклятому врагу, вызванной полным пониманием его природы – можно вечно. Разве что однажды последний залп уничтожит последнюю цивилизацию – тогда, пожалуй, все и разрешится само собой.
Автор: Роман Волохов