Пьесу "Превосходнейшая и печальнейшая трагедия о Ромео и Джульетте" 1599 года, написанную Шекспиром по мотивам произведения Луиджи да Порто "Новонайденная история двух благородных влюбленных и их печальной смерти, произошедшей в Вероне во времена сеньора Бартоломео делла Скалли" 1524, переносили на экран несколько десятков раз, начиная с 1900. Историю вдоль и поперек знают все, кроме, может быть, пигмеев Африки, но кинодеятелям, берущимся за экранизации вновь и вновь, кажется, что именно их видения не хватает мировому кинематографу. Не хочется думать, что они делают это из меркантильных соображений — пьеса столь популярна, что сборы гарантированы.
Единственным человеком, который действительно вдохнул новую жизнь в шекспировскую историю, был Франко Дзеффирелли, который в 1968 позволил юным Оливии Хасси и Леонарду Уайтингу, впервые за историю экранизаций столь же юным как их персонажи, быть собой и без помех и запретов любить друг друга на экране. А весь фильм полон живописным великолепием, светлой грустью, живым юмором, волшебной музыкой Нино Рота, страстью и вдохновением и в целом такой же всплеск ренессанса, как и шекспировская проза. С тех пор прошло 45 лет.
Итальянец Карло Карлей тоже решился на классическую костюмированную экранизацию. Экранизацию "буквальную" - фильм снимали в замках Вероны и Мантуи, где враждовали у Шекспира семьи Монтекки и Капулетти и скрывался опальный Ромео. Правда, на этом следование букве заканчивается, потому что текст пьесы оскоплен изрядно. Богатый дизайн, парадные и помпезны костюмы, музейное великолепие с мраморными полами, колоннадами, открытыми террасами и парадными лестницами подавляет, хотя актеры стараются соответствовать.
Команда на проекте работала звездная. Оскароносный сценарист Джулиан Феллоуз, оператор Дэвид Тэттерсолл, делавший с Лукасом "Звездные войны", неоднократный номинант на Золотой глобус композитор Абель Коженевски, лауреат премии БАФТА монтажер Питер Хонесс и столь же популярные и заслуженные актеры — Пол Джаматти, Стеллан Скарсгард, Дамиан Льюис, Наташа МакЭлхоун, Лесли Менвилл. Даже 16-летняя Хейли Стайнфелд, она же Джульетта, уже номинировалась на Оскар за "Железную хватку". Кажется, что проект собирали из соображений звездности, как на DC Comics собирали "Человек из стали". Что получилось в итоге?
Предлагаю посмотреть на пьесу под несколько другим углом, не как на печальную историю любви, но как на иллюстрацию христианской мудрости "Неисповедимы пути Господни". Действительно, это такая череда неслучайных случайностей, которые накручиваются друг на друга как снежный ком. Почти в любой момент герои могут сделать шаг в сторону или просто остановиться, терпеливо переждать смуту и добраться до благополучного финала. Но какие-то на первый взгляд мелочи и итальянский темперамент все время встают на пути. Влюбчивый Ромео Монтекки никогда бы не увидел Джульетту Капулетти, если бы хитростью не проник на бал в дом ее родителей ради своего страстного увлечения Розалины. Он никогда бы не убил ее двоюродного брата Тибальда, если бы горячая молодежь из дома Монтекки случайно не столкнулась с Тибальдом и его свитой на улице. Ромео знал бы, что смерть Джульетты мнимая, если бы вовремя получил известие от отца Лоренцо, но гонец задержался, помогая ребенку. И так далее.
Это сюжет для отличного динамичного триллера с бодрым пульсом. Но вот как раз динамики, страсти и жизни фильму не достает, хотя есть поединки на шпагах, словесные стычки, бал-маскарад со своими интригами, верховые выездки, много беготни по красивым лестницам и мощеным улицам.
Ромео и Джульетта, Хейли Стайнфелд и Дуглас Бут, картинно красивы и свежи, плачут слезами величиной с горошину, но мыслями находятся на расстоянии от истории и друг от друга и сочувствия не вызывают, возможно, и не ищут.
Как всегда хорош Пол Джаматти — святой отец Лоренцо, самый здравый и гуманный персонаж истории, вопреки своему сану не ханжа и не морализатор; Джаматти не умеет играть плохо и полностью погружен в персонаж, кем бы тот ни был. Очень трогателен наперсник Ромео юный Бенволио (Коди Смит-МакФи, тинэйджер из "Дороги" и "Впусти меня"), повзрослел и набирается актерского опыта. Заражают пылкой воинственностью Меркуцио (Кристиан Кук) и Тибальт (Эд Вествик).
Дамиан Льюис, он же отец Джульетты, играл во многих шекспировских постановках, но его живой Николас Броди из сериала "Чужой среди своих" для меня все время заслонял бледный образ сеньора Капулетти. Исполнительница роли матери Джульетты 43-летняя Наташа МакЭлхоун для полного соответствия букве пьесы, к которому так стремился режиссер, должна бы помолодеть лет на 15 — Джульетте нет еще 14 лет, а сеньора Капулетти в этом возрасте уже была ее матерью. Лесли Мэнвилл также не слишком похожа на Кормилицу Джульетты, которая у Шекспира моложе, крепче сложением и заражает веселым острословием, сей момент как-то истаял по пути от пьесы к экрану.
К мелким просчетам можно также отнести то, что действие пьесы происходит летом, а фильм снимали в холодном феврале-марте, когда на ночных улицах Вероны температура чуть выше нуля, и реплики персонажей сопровождаются облачком пара изо рта говорящего актера. И выбранный для дубляжа перевод пьесы не самый удачный. В общем, фильм из категории "все отработано профессионально и добротно, но оставляет равнодушным".
Картина, возможно, порадует тех, кто смотрит "Ромео и Джульетту" на большом экране впервые, более искушенная публика останется скорее неудовлетворенной.
Автор: Татьяна Федотова