Грустно все это. Хотелось бы свалить всю вину на "
Неудержимых", мол, не дождался Сталлоне, слишком рано встретился на экране со Шварценеггером, теперь уже эффект не тот... но не получается. Правде лучше смотреть в глаза. Этого ждали добрые три десятилетия – Слай и Арни играют главные роли в одном фильме! Трогательные фантазии, превратившиеся – не иначе как при прямом содействии высших сил – в чарующую реальность, где два легендарных героя сражаются бок о бок против всего мира. Сказка наяву!
И вот чудо свершилось! Но его мало кто заметил, никакого ажиотажа, никакой истерии. Долгое ожидание превратилось в приятную детскую мечту, которую большинство людей – поклонников – оставило там же, где и вечеринки, первую любовь, свет учения. В своем прошлом, в своей юности. Вот уже их дети подросли, но мало кто из них способен проникнуться духом кинематографа 80-90 гг.; еще меньше оценят по достоинству титанические фигуры кумиров тех лет. В такие моменты чувствуешь себя брюзжащим стариком, который только и может, что ворчать о том, какая раньше трава была зеленая, небо – голубое, солнце – яркое, а ядерная энергия – безопасная.
А между тем сам фильм-то хорош! Аккуратная, почти что филигранная смесь олдскульного, классического боевика и современной технологии – причем речь идет не только и не столько о спецэффектах, сколько о манере съемки, развитии сюжета, постановке сцен. Все куда сложнее, совершеннее, чем раньше, и превращает без того интересный сценарий в динамичное и захватывающее зрелище. Даже без учета исполнителей главных ролей, "
Плану побега" есть что предложить зрителю, и чем его удивить.
По-настоящему увлекательный, осторожно закрученный, продуманный, ровный сценарий – что может быть лучшей основной для боевика? Впрочем, здесь скорее даже триллер, как говорится, остросюжетный. Персонажей особенно раскрывать не приходится – глубокими и противоречивыми характерами они не обладают, им дарованных сценаристами масок вполне хватает, чтобы нужным образом воплощать на экране задуманный ход событий. Даром, что весь смак заключен именно в последнем – история о слегка футуристичной тюрьме феноменально строго режима сама по себе оказывается достаточно хороша, чтобы герои не оттягивали на себя и свои переживания лишнее внимание.
Однако, чего греха таить, им и без того хватает колорита, чтобы выглядеть живыми и интересными. Не только про Слая с Арни разговор – взять хотя бы старого знакомого, специалиста по доисторическим тварями,
Сэма Нилла. Наиприятнейший сюрприз, который не ограничивается каким-нибудь скромным камео, а представляет из себя вполне полноценную второстепенную роль. Или вот Джеймс Кертис, более известный как
50 Cent? О, да, одними лишь бодибилдерами в отставке авторы не стали ограничиваться – не самому известному
Микаэлю Хофстрему вместе с продюсерами удалось привлечь целую когорту разной величины и старости звезд.
Немногие вспомнят
Винни Джонса, еще меньше узнают в одном из персонажей телесную оболочку тварюги из "Людей в черном" (она просила передать "Привет!"
Винсенту Д’Онофрио). Разве что
Фаран Таир, в последнее время неоднократно мелькавший в крупных, в основном фантастических лентах, кого-то заставит улыбнуться. Но все они вместе создают на экране удивительную атмосферу; даже, пожалуй, две одновременно. С одной стороны – безысходность в заключении, из которого, кажется, в принципе невозможно выбраться. С другой – какой-то домашний уют, даром что происходит практически все действие в одном огромном, закрытом от внешнего мира помещении. Тепло на душе становится, когда герои обсуждают очередной шаг в достижении своей цели – с обеих сторон баррикад.
Все это с завидной регулярностью перемежается сочными драками – а под конец еще и перестрелками, что называется, от души. Оператор, правда (
Брендан Гэлвин) не лучший попался, так что вечно норовит сунуть камеру под нос, или под лопатку, или куда-нибудь еще актеру, который и без того занят имитацией нешуточного сражения. Но в целом – вполне терпимо. Под вполне классические для жанра мотивы – спасибо композитору
Алексу Хеффесу.
И все-таки, в конце концов, все вертится вокруг их двоих, Альфа и Альфа, столкнувшиеся друг с другом мастодонты кинематографа.
Сталлоне и
Шварценеггер. Что самое удивительно в их дуэте? Вопреки всем опасениям, они чертовски, просто идеально смотрятся вместе! И играют вместе как сыгранный годами тандем, не подавляя, но наоборот – взаимодополняя друг друга. В это поначалу сложно поверить, но потом радость окончательно застилает глаза и остается лишь глухой ко всему восторг. Арни и Слай, словно два разлученных брата, которые нашли друг друга.
Они вдвоем – как часовой механизм. Бомбы, разумеется. Минимум инфантильных или просто неуместных оммажей прошлых ролям, максимум самоотдачи и желания отойти от привычных рамок. Освободиться от оков прошлых ролей и сыграть вдвоем как с чистого листа. Бок о бок, плечо к плечу.
Глядя на все это, казалось бы, можно лишь пожалеть
Джима Кэвизела, которого авторы вынудили практически в одиночку противостоять сразу двум гигантам кино, состоящим из концентрированной харизмы. Но он не растерялся, принял вызов и с честью выдержал испытание. Отличный злодей, в котором удивительно гармонично сочетаются желчная ирония, садизм и холодный профессионализм. Превосходный выбор, одним – ну, почти одним – словом.
Как бы там ни было грустно и печально, приходится признать – их время прошло. Они еще не история, и при жизни ею вряд ли станут, но авангард они, увы, покинули. Но, тем не менее, герои детства по прежнему в строю, и всегда готовы к бою, каким бы трудным он ни был. А уж если бой интересен, то сам бог велел сражаться до последнего, проявляя себя во всей красе и в полной мере, еще лучше – с новой стороны.
Они вновь бросились вперед. И вновь победили. Просто по-другому они не умеют.
Автор: Роман Волохов