Затем совершил путешествие по Америке в компании Шона Пенна в фильме "Где бы ты ни был" (2011). Пенн, "тяжеловес актерского цеха", играет стареющего рок-певца, который разыскивает в штатах бывшего нацистского преступника, связанного во время войны с его отцом, узником концлагеря; Шон совершенно упоителен и похож на грустного трансвестита.
В фильме "Великая красота" снова вернулся на родину в вечный город Рим, чтобы поговорить о "закате Европы", декадентствующей богеме, иначе богатых бездельниках, и, как утверждают критики, сделать парафраз фильмов Федерико Феллини ("Сладкая жизнь", "8 с половиной", "Рим").
Рассказ ведется от лица Джапа Гамбарделлы (Тони Сервилло), модного журналиста, который знает всех и его знают все. Гамбарделла в нежном возрасте приехал в Рим из Неаполя и за какую-то неделю растворился и затерялся в его бесконечной светской вечеринке. Двадцать лет назад написал роман, сделавший его знаменитым, а теперь лениво и расслабленно мечтает о возобновлении писательской карьеры. А пока перемежает главное дело своей жизни — убивание времени — короткими передышками и несколько отстраненно наблюдает за светской тусовкой, как будто на всякий случай собирает материал для книги.
Компания, окружающая Гамбарделлу, похожа на собрание фриков со своими неповторимыми историями. Оператор Лука Бигацци красиво высвечивает каждого на какой-то момент, даря им минуты славы, чтобы затем вновь окутать толпой. Пожилые аристократы, сидящие в инвалидных колясках; молодые аристократы, сидящие на антидепрессантах; политики, обсуждающие судьбы мира на совместной утренней пробежке; мега-коллекционер предметов искусства; владелец стрип-клуба, мечтающий пристроить замуж дочь, 42-летнюю стриптизершу; "лучшая подружка" итальянских принцесс и владелец ключей от их римских дворцов; кардинал, будущий папа, по слухам самый крутой экзорцист и увлеченный кулинар; 104-летняя монахиня, похожая на мумию и "шелестящая" о важности корней то ли в гастрономическом, то ли в моральном смысле.
Весь этот зверинец веселится, танцует под диско, ходит на свадьбы, похороны, приемы, пережевывает сплетни, ведет псевдоинтеллектуальные беседы, перемежая штампы упоминаниями Флобера, Д`Аннунцио, Моруа, Бретона, Тургенева и Достоевского. И в попытке придать смысл, значение, изысканность и достоинство своей жизни неизбежно скатывается в никчемную суету, банальность и сюрреалистический винегрет, совместными усилиями рисуя портрет пустоты.
Каким бы гротескным, однако, не рисовал этот Новый Вавилон Паоло Соррентино, он делает это не с отстраненной издевкой, но с сентиментальной сопричастностью и разбавляет сарказм оптимизмом, а снисходительность некоторой безысходностью.
Все действие происходит в декорациях современного Рима с его Колизеем, дворцами, нетленными шедеврами живописи и скульптуры. У Соррентино Рим такой же символ и метафора вечности и бесконечности времени, как и египетские пирамиды. Живописание классических красот дополнено дивным звукорядом и отличным классическим вокалом. Присутствие этой временной вертикали с хрестоматийной величественной красотой на одном конце и никчемной суетностью на другом отчасти представляет Италию как страну с огромным потенциалом и упущенными возможностями.
Очень украшает фильм присутствие Тони Сервилло, постоянного соратника Соррентино и самого любимого итальянцами актера после Софи Лорен. Благодаря его мудрой созерцательности действие воспринимается как театральные подмостки, на которых идет пьеса его сочинения. А судорожные кривляния персонажей перемежаются его почти философскими монологами. В финале он следует напутствию старушки-монахини о важности корней, возвращается в места своей юности и понимает, что редкие мгновения красоты в его собственной истории и есть откровение и настоящая жизнь, "скрытая за бла-бла-бла".
При всей актуальности и остроте тем, которые выбирает Соррентино, подает он их максимально ненавязчиво, без давления и морализаторства. В фильме много эпизодов, которые воспринимаются как отдельный скетч или даже анекдот, например, повальное "причащение" ботоксом в косметическом салоне. А некоторые вставки совершенно импрессионистские, например, стая фламинго, устроившаяся на отдых на террасе у Гамбарделлы. Многочисленные отсылки к творчеству предшественников не делают картину калькой, в ней действительно много красоты и большой заряд оптимизма от Паоло Соррентино.
Фильм вошел в список потенциальных номинантов на "Оксар 2014" в категории "лучший фильм на иностранном языке".
Автор: Татьяна Федотова