В который раз уже
Джеймс Ван и
Ли Уоннелл объединяют свои усилия для создания очередного, призванного пощекотать зрительские нервы, жуткого зрелища. Снискавший в свое время определенные симпатии "
Астрал" решили развить не "вширь", а "вглубь", так что сиквелом или приквелом вторую часть назвать можно лишь очень условно. Но, в любом случае, меньше всего ее хочется назвать ужастиком. Язык еле поворачивается.
Казалось бы – все жанровые приемы давно и хорошо изучены вдоль и поперек, опробованы сотни и тысячи раз, проверенны на нескольких поколениях зрителей. Бери – не хочу. Да и сам жанр позволяет расслабиться и, грубо говоря, забить на всяческие ухищрения, дабы не уродоваться с изяществом и оригинальностью. Просто пугай – и все. Но некоторые киноделы умудряются даже эту, казалось бы, элементарную задачу с треском провалить. Феноменально.
Нет смысла даже спрашивать, в каком месте "
Астрал: Глава 2" – страшное кино. Скорее уж, для какого возраста. Монтажер и звукорежиссер, несущие, пожалуй, наибольший груз ответственности в такого рода картинах, растратили весь потенциал впустую и провалили все возможности хоть сколько-нибудь потрепать сердца зрителей, заставить их дрожать от волнения, принуждая их владельцев ерзать в креслах. Впрочем, ерзать приходится и без всего этого – от безжалостной скуки и тягучей тоски. Чтобы не уснуть.
Обстановка нагнетается крайне неохотно, как бы ни старались авторы напустить побольше мрака и безысходности. Первую половину фильма хочется вырезать не просто из пленки, а из бытия. Персонажи ходят вокруг да около, что-то измышляют и подозревают, пытаются вступить в контакт с привередливыми потусторонними силами, либо избежать его всеми способами – вроде как движение, действие, насыщенность событиями... но все происходит настолько уныло, что хочется заткнуть уши, закрыть глаза и задремать.
Отчасти все это шаблонное занудство компенсирует вторая половина. Прежде всего – атмосфера достигает апогея, появляется царство мертвецов, перекочевавшее еще из первой части, столь же эффектное, как и там; навевает думы о жутких мирах и скрытых во тьме тайнах, освещенных слабым мерцанием лампы. Да и больница здорово подстегивает саспенс одним своим видом. Ничего готичного или сатанинского – лишь могильный холод, окутывающий героев даже днем на улице, пропитавший балки и перекрытия, стены и потолки, кожу и плоть. Но главное – персонажи начинают самым активным образом распутывать клубок загадок.
Лучшее, что есть в "Астрале 2" – это сюжет. Наверное, какая-то изощренная ирония таится в том, что фильм ужасов, проваливший собственные попытки напугать зрителей, выезжает за счет сценария – понятия, которое в хорроре издавна привыкло занимать место не на периферии, конечно, но и далеко не в первых рядах. Представленную в первой части историю, вместо того, чтобы банально продолжить, решили развить до упора, снабдив, кажется, максимальным количеством деталей, которые, по ходу действия, резво складываются в мозаику, так что головоломка замыкается и становится вполне цельной.
Да и сами актеры – в полном составе перекочевавшие из предыдущего фильма – достойно выступили. Большинство, по крайней мере. Особенно
Патрик Уилсон – его полная злобы и рвущегося наружу дьявольского хохота улыбка здорово отпечатывается в сознании – и
Стив Култер, немолодое пополнение. Последний сыграл в чем-то забавного старикана, внеся в фильм щепотку шарма и элегантности – своего рода приправа к блюду, даром что далеко не самому роскошному... да и не самому съедобному, чего уж скрывать.
Можно ли представить что-то более скверное и бессмысленное, чем хоррор, который неспособен напугать? Парадокс, воплощенный в реальность, который никакими ухищрениями, вроде интересного сюжета или местами удачной музыки, скрыть не удалось. Другими словами, "Астрал 2" – прекрасное доказательство того, что сценарий в фильмах ужасов все же игрок второстепенный. Потому что эти ужасы, как ни странно, должны в первую очередь устрашать.
Автор: Роман Волохов