Фильм "Страсти Дон Жуана" - дебютная режиссерская работа Джозефа Гордона-Левитта в полном метре, снятая по собственному сценарию. Джо трудоголик и ветеран Голливуда, актерствует с 7 лет и в свои 32 имеет завидную фильмографию за плечами. В 12 снялся в главной роли в комедии "Святые узы брака" Леонарда Нимого, где забавные сюжетные хитросплетения делают его супругом 26-летней оторвы в исполнении Патриции Аркетт. В конце фильма он целует ее со словами: повторим через 10 лет. Через десять лет он не столько целуется с девушками на экране, сколько играет серьезные, рискованные роли в инди-драмах "Загадочная кожа", "Крэйзи", "Кирпич", "Война теней".
А еще через десять примеряет на себя личность Брюса Уиллиса в "Петле времени", борется с раком в "У меня рак", работает на двух фильмах у Кристофера Нолана, "Начало" и "Темный рыцарь: Возрождение легенды", и возвращается к теме брачных уз, любви и секса в первом собственном полнометражном фильме.
Некоторые говорят, что Джо похож на своего кумира Хита Леджера, с которым, кстати, они зажигали в милой молодежной комедии "10 причин моей ненависти", вольном переложении шекспировской пьесы "Укрощение строптивой". У Кристофера Нолана Джо, пожалуй, действительно принимает эстафету от Леджера. И если сбросить со счетов, что Хит почти на голову выше и роскошный мужик, которого отлили и разбили форму, а Джо славный обаятельный мальчик, то сходство очевидное. Джо такой же энтузиаст, бесстрашный экспериментатор и умница, и в режиссерском дебюте щедро поделился своим талантом и ироничным взглядом на современную действительность.
Персонажи фильма Джон и Барбара, герои нашего времени, не в пафосном, но в будничном смысле. Оба типичные пользователи, крайне эгоцентричны, по-своему гламурны, поражены виртуальной эпидемией и оттого слегка карикатурны и немного манекены. Жизнь обоих отлажена как безупречный механизм, кристально ясна, хотя не слишком интеллектуальна. Оба ходят по замкнутому кругу. У Джо система ценностей — тело, дом, тачка, семья, церковь, друзья, телки, порно; он запойный сексоголик, который грешит и еженедельно кается на исповеди. У Барбары жизнь в розовом цвете с плюшевыми мишками и сентиментальными голливудскими мелодрамами, но за розовым флером у нее стальная хватка, изрядная стервозность и гипертрофированный сексизм. По большому счету оба оторваны от реальной жизни и растворяются только в виртуальном мире, у него порносайты, у нее походы в кино. Замкнутые круги сталкиваются и пытаются образовать единую фигуру типа восьмерки, бесконечности или инь-янского символа. Получается не блестяще, поскольку в жизни все куда мене линейно и механистично, чем в виртуальном пространстве.
Жизнь достает Джона в конце концов в лице Эстер (Джулианна Мур), которая никак не вписывается в рейтинги женской сексапильности Джона и его компании, но при всех своих проблемах остается теплым и на редкость душевным человеком, который учит Джона не идентифицировать себя с виртуальностью, но адаптироваться в мире и растворяться в живом партнере. Роль Эстер не слишком детальная, но Джулианна Мур в любом образе женственна, очаровательна и заслуживает комплиментов.
Гордон-Левитт писал сценарий с прицелом на Скарлетт Йоханссон. Ее персонаж Барбара, сексбомба с мертвой хваткой и стервозным характером, выписан в сценарии филигранно точно и сочно, сидит на ней как вторая кожа, и Скарлетт явно наслаждается историей и дарит положительные эмоции зрителю. Сам Джо прекрасно вписывается в образ главного героя, хотя сценарий писал под Чаннинга Татума, своего давнего друг и партнера по 6 фильмам. Чаннинг тем не менее участвует в творческом прорыве и вместе с Энн Хэтэуэй, Меган Гуд, Кьюбой Гудингом младшим появляется в милых пародиях на современные экранные мелодрамы, "розовые сопли", которые обожает Барбара. Забавно, что сами Чан Татум и Кьюба Гудинг при своей фактуре героев боевиков не раз оказывались персонажами голливудских мелодрам, причем самых кассовых и популярных ("Клятва", "Дорогой Джон", "Что такое любовь"). Так что эти киношные вставки можно воспринимать и как пародию, и как трогательный комплимент Голливуду.
Очень колоритна семья Джона. Мама в исполнении Гленн Хедли, несравненной Дженет, которая в свое время с блеском переиграла отпетых мошенников Майкла Кейна и Стива Мартина. Папа Джон старший в исполнении Тони Данзы, с которым Гордон-Левитт снимался 20 лет назад в диснеевской комедии "Ангелы у кромки поля". Тони и Джо здесь так похожи, что возникает полное ощущение не только творческого взаимопонимания, но и генетического родства, а их совместные сцены, например, знакомство Барбары с семьей бойфренда, одни из самых колоритных. Сестра в исполнении Бри Ларсон, которая кажется отсутствующей и тоже "круглосуточно" погружена в свои виртуальные игрушки, но в какой-то момент отпускает такие здравые и адекватные комментарии, которые под силу только опытному и прагматичному человеку. Почти вся актерская команда знакома по фильмам с Джо или с Чаннингом.
Режиссерский дебют получился славным. Бодро, живо, легко, жизненно, иронично, трогательно, без лишних претензий на глубину, но определенно не скучно. На сегодняшний день, пожалуй, лучшая комедия года. И, пожалуй, самый неамбициозный по сегодняшним меркам режиссерский дебют, который именно этим и подкупает.
Автор: Татьяна Федотова