Казненный преступник Маркус Райт, завещавший своё тело науке, очнулся на руинах цивилизованного мира, пережившего судный день и ввергнутого в войну с машинами. Битва в самом разгаре: люди пытаются расшифровать сигналы, при помощи которых Скайнет управляет своей металлической армией; Скайнет мастерит человекоподобных киборгов; Джон Коннор пытается заменить собой «Европу Плюс». «Терминатор: Да придёт спаситель» показывает мир после апокалипсиса, желаннее и долгожданнее которого для людей, наверное, не было.
Главное, что после просмотра нового «Терминатора» следует сказать: перезапуск франшизы состоялся! К фильму МакДжи имеется немало вопросов, но все они – не по содержательной части, а «логические несостыковки» в данном случае в зрительских головах. «Терминатор: Да придёт спаситель» - захватывающая и серьёзная картина с собственной историей, придающей вселенной «Терминаторов» новые необычные направления развития.
Стиль и эффекты фильма МакДжи – это настоящая «олдскульная» кинофантастика: на экране предстает ржавый умирающий мир после ядерных ударов, заполненный руинами, пеплом и песком. Терминаторы с резиновой кожей Т-600 именно такие, как мы и представляли: те самые громоздкие и неповоротливые монстры, долбящие из крупнокалиберных пулеметов по всему живому вокруг. Собирающий выживших людей робот «Жнец» с мототерминаторами и прочие боевые образцы армии Скайнета внушают страх и заставляют сомневаться в победе: как хрупкий человек может успешно воевать против такого?
Делая фильм в традициях Кэмерона, режиссер МакДжи использовал для экранного воплощения киборгов физические модели – и тем самым наполнил атмосферу нового «Терминатора» тяжеловесной реальностью, позволяющей ощутить всю жесткость столкновения людей и машин.
Ключевой персонаж новой части «Терминатора» - Маркус Райт, осознающий себя в постапокалипсическом мире. Его история удивительна и уникальна, и одна из основных претензий к фильму МакДжи – что главный сюжетный поворот в связи с персонажем Сэма Уортингтона был показан в трейлере.
В рекламных роликах фильма были «засвечены» и все основные экшен-моменты нового «Терминатора». «Полевых» эпизодов войны с машинами, которую мы так ждали, вдохновившись её короткими отрывками в фильмах Кэмерона, в «Терминаторе: Да придет спаситель» фактически нет. Тем не менее экшена в картине предостаточно, а эпизоды с уничтожением Т-600 Кайлом Ризом, погоней и финальная схватка с терминаторами заставят вас вцепляться в подлокотники кресла до боли в пальцах.
МакДжи делал четвертый фильм киновселенной «Терминатора» с огромным пиететом к предшественникам, в особенности – к картинам Кэмерона. Даже в движениях героев «Терминатора: Да придёт спаситель» - своеобразный «трибьют» первым двум частям. Киборг наступает на человеческий череп, герои палят из винчестеров в стиле Арни, драка с терминатором повторяет отдельными моментами схватку Т-1000 и Т-800. В сюжете при этом учтены детали из всей предшествующей истории развития франшизы – от «Терминатора» до «Восстания машин». Упомянуты даже «ядерные» блоки питания терминаторов.
Однако при просмотре возникает чувство, что МакДжи напряжен как влюбленный перед первым поцелуем: это напряжение отразилось в полном отсутствии шуток в фильме и – самое неприятное – в «обрывочном» характере многих сцен и почти что клиповом монтаже. Новый «Терминатор» словно заискивает перед зрителем, боится дать заскучать девочкам с попкорном – и главная, пожалуй, его проблема именно в том, что ему крайне важно одобрение этих самых девочек.
В жертву динамике принесли характеры всех героев. В рецензиях на фильм уже начали писать – дескать, Кристиану Бэйлу не везет: в «Темном рыцаре» Хит Леджер «украл» у него фильм, а в новом «Терминаторе» - Сэм Уортингтон. На самом деле никто ничего не украл: «Терминатор: Да придет спаситель» по характеру – мототерминатор: с самых вступительных титров он втопил такую скорость, что не осталось времени ни для Маркуса, ни для Коннора, ни для Кайла Риза. Все эти герои в основном и действуют на экране, но про характеры последних двух мы ничего нового из «Терминатора 4» не узнаем, а первого не успеем понять.
При этом «Терминатор: Да придёт спаситель» - целиком фильм Маркуса Райта. Новое «открытие» Джеймса Кэмерона – австралийское чудо по имени Сэм Уортингтон – делает в фильме что-то невозможное: заставляет забыть и про необходимость Шварценеггера, и про войну с машинами. Он так крут и ограничен в образе ключевого персонажа фильма, что все вопросы к новому «Терминатору» отпадают сами собой. С историей Маркуса Райта связана и вся идейная составляющая «Терминатора: Да придет спаситель».
Отечественный перевод названия «Terminator: Salvation» на удивление неадекватен. В фильме вообще речь не идет ни о каком спасителе, там исследуется скорее феномен спасения почти в религиозном его понимании – через характер Маркуса Райта. Джеймса Кэмерона в своё время очень волновал вопрос различий между человеком и машиной, и он еще в своей дилогии про терминаторов определил разницу величиной в человеческое сердце.
МакДжи тоже снимал свой фильм про сердце, но в отличие от Кэмерона он упирает не на человеческие эмоции, гуманизм и надежду на благополучный исход. МакДжи пытается говорить со зрителем о том, что машина сделать не в силах – о спасении других людей не только от гибели, но и от отчаяния, ради чего-то гораздо большего, чем являешься ты сам. Смысл существования в том, чтобы выполнять своё предназначение – это вам любой киборг скажет. Но спасти одного или многих можно только поступком, который ты не обязан совершать.
Автор: Дмитрий ‘Римайер’ Жигалов