Самые главные слова о фильме сказал в интервью сам Люк Бессон — это бенефис Мартина Скорсезе. В проекте принимает участие сам бенефициант, "летописец" итало-американской мафии, в ипостаси продюсера; его горячие поклонники Люк Бессон и писатель Тонино Бенаквиста, французский итальянец, автор романа "Малавита" (Дрянная жизнь); ближайший друг и любимый актер Роберт Де Ниро; добрая половина клана Сопрано (Винсент Пасторе, Пол Боргез, Энтони Десио, Рэймонд Фраца), заслуженный "федерал" Голливуда с покерным лицом Томми Ли Джонс; Мишель Пфайффер, которая уже не впервые замужем за мафией.
Что бы ни снимал Люк Бессон — криминал, историческую хронику, фантастику, байопик, комикс — его фильмы неизменно получаются живыми, динамичными и весьма ироничными. И вне зависимости от величины бюджета интригуют и имеют неповторимую французскую печать автора. "Малавита" очень динамичная черная комедия с криминальной основой.
Кинематограф знает немало семейных историй — Корлеоне, уже упоминавшиеся выше Сопрано, Аддамсы, Коллинсы, Прицци, американские Роузы, возможно, менее известные французские Роузы с блистательной Кароль Буке в роли матери семейства, наконец, недавние Миллеры. Семейка Блейков в этом ряду займет достойное место.
Блейки уже 6 лет живут под эгидой программы защиты свидетелей после того как папа Фред Блейк (Роберт Де Ниро), он же мафиози Джованни Манзони, сдал свою большую мафиозную семью. В контексте мафиозного прошлого Манзони нынешние тоскливые будни — дрянная "собачья" жизнь. Блейки постоянно меняют место жительства, поскольку плохо уживаются среди аборигенов по причине крутого нрава — гангстер это не выбор, а призвание и зов крови. Не столько адаптируются, сколько прогибают эту жизнь под себя в соответствии со своими представлениями и, в общем, без лишней скромности берут, что хотят, оставляя за собой следы хаоса, взрывы, покалеченных жителей и проч. Надо сказать, что их представления о жизни кажутся, как ни странно, более адекватными, чем таковые окружающих. К тому же зажигать они умеют и зрительские симпатии без сомнения на их стороне. История перемежается кадрами воображаемой расправы с оппонентами, которую рисует живое воображение Блейков. В изобретательности им не откажешь!
Сын и дочь (Джон Д` Лео и Дианна Агрон) ставят на уши школу, мама Мэгги (Мишель Пфайффер) - сферу обслуживания и местного падре. Фред Блейк "ненавязчиво" учит вежливости местную публику от слесаря до директора химкомбината, от скуки берется за мемуары о "лучших годах" своей жизни. Стилист он блестящий, почти как Эллочка-Людоедка, — самое ходовое слово у него "fuck", но смыслов у него тьма.
Фильму очень повезло с актерским составом. Публика вроде бы довольно тепло приняла "семейную" комедию "Мы - Миллеры". Так вот Миллеры рядом с Блейками выглядят бледновато. Де Ниро уже лет десять как упрекают в том, что он стал пародией на самого себя. Ерунда. Он в молодости не выглядел так органично и зажигательно, как в последних фильмах, хотя бы "Однажды в Голливуде" и "Большая свадьба". Прекрасный дуэт у него и с Мишель Пфайффер, все более роскошной с годами, и с Томми Ли Джонсом, под невозмутимостью которого скрывается отличное чувство юмора и эмоциональная подвижность. Персонаж Джонса, агент ФБР, курирующий наших беглецов, носит фамилию Стэнсфилд, как персонаж Гэри Олдмана в "Леоне" Бессона.
У фильма очень светлая и теплая аура, много жизни, ни одного проходного картонного персонажа. Бездна шуточек, причем юмор изящный и пикантный, без малейшей пошлости. Лента получилась и классикой гангстерского жанра, и отчасти памятником классике, "перебирая" фильмографию и Бессона, и Скорсезе., и Де Ниро. В ней есть и американская основательность, и европейская легкость. Оставляет такое же свежее впечатление как недавний боевик "Два ствола" Бальтасара Кормакура.
Смотреть непременно!
Автор: Татьяна Федотова