Фильм "Adore" (обожание, поклонение ) снят Анн Фонтен, франкоязычным режиссером и сценаристом, неплохим психологом, рассказывающим необычные женские истории. Снят по прозе Дорис Лессинг, английской феминистки и писательницы-фантаста, лауреата Нобелевской премии по литературе, адаптирован сценаристом Кристофером Хэмптоном, большим мастером перевода классики на язык кино ("Опасные связи" 1988, "Полное затмение" 1995, "Тихий американец" 2002, "Искупление" 2007, "Шери" 2009, "Опасный метод" 2011).
Фильм похож на тропический коктейль. Его верхние сладкие и счастливые на вкус ноты — романтика, море, солнце, вино, загорелые тела, красивый интим, смех и улыбки, взаимное обожание. Чуть глубже чувствуется более терпкий и сложный микс из реальности и утопии. Неразлучные Роз и Лил выросли на австралийском побережье, в райском уголке мечты, почти "голубой лагуне", со стороны выглядят как лесбиянки, вместе растили сыновей Тома и Йена, которые тоже неразлучны как близнецы. Лил овдовела, Роз развелась. Но сыновья, божественно красивые молодые мужчины, по-прежнему рядом, и бросают заинтересованные взгляды каждый на мать своего друга. Матери во всеоружии своей цветущей зрелости также проявляют заинтересованность и все четверо обожают друг друга. И, наконец, дьявол делает свое дело.
История на первый взгляд из области совершенно реальных событий. Действительно, что может придать окончательный блеск молодому человеку на старте самостоятельной жизни как не связь с дамой зрелого возраста, и что может быть естественнее и благоприятнее для всех заинтересованных участников, чем связь с подругой матери? Если бы этот любовный квартет был вписан Анн Фонтен в социальный контекст, история могла бы претендовать на полноценную драму.
Однако этого контекста в фильме почти нет, он эфемерен и вскользь намечен. Где-то почти за кадром у Роз есть картинная галерея, у Лил есть многолетний не слишком настырный воздыхатель, Том на время уезжает к отцу в Сидней ставить пьесу, в какой-то момент Том и Йен даже ненадолго заводят свои семьи и делают матерей бабушками — но все это проносится калейдоскопом по краю сознания героев и равно зрителей. А в "голубой лагуне" для четырех ее обитателей все эти внешние возмущения временны и не имеют в итоге особого значения, для них мгновение остановилось. И, кажется, может длиться вечность. И эта сугубо фантазийная и утопическая нота проходит сквозь весь фильм и венчает его.
Фильм довольно далек от присвоенного ему рейтинга R, скорее трогательный и спокойный, чем вызывающий или демонический. Нить событий раскручивается с естественной неизбежностью и гармонично вписывается в солнечно-морскую романтическую галактику. Отношения экранной четверки неспешно и красиво смакуются и, похоже, отношения между Робин Райт, Наоми Уоттс, Ксавьером Самюэлом и Джеймсом Фрэшвиллом, "матерями" и "сыновьями", на съемках были весьма дружескими и расслабленными. Райский уголок и его обитатели красивы и эстетичны. Ксавьер и Джеймс в свои 29 и 22 года, как и положено молодым мужчинам и героям-любовникам, в отличной физической форме. Робин Райт и Наоми Уоттс в свои 47 и 44 смотрятся изящно, изысканно и стильно. Несколько смущает то, что их красота — ощутимое производное строгих диет, спортивного тренинга и проч. и выглядит (для слишком разборчивого глаза!) чуть инородно в австралийской глубинке.
Почти вся актерская команда, исключая уроженку Техаса Робин Райт, коренные австралийцы — Наоми Уоттс, Бен Мендельсон, Ксавьер Сэмюэль, Джеймс Фрешвилл, Гари Свит, Джессика Тоуви — и лицедействовали в родной стихии. Фильм очень легкий, без излишнего драматического напряжения, морализаторства и трагедий, в том числе и благодаря уверенной легкости и органичности актерской игры. Вообще актерский состав неожиданно крутой, и даже младший участник команды Джеймс Фрэшвилл успел блеснуть в жесткой криминальной драме "По волчьим законам", получившей Гран-при на Санденсе 2010.
В последней сцене, после того как жизнь налетела, закружила, отлетела и вновь оставила четырех героев наедине друг с другом на деревянных мостках посреди плещущихся волн, чувствуются ностальгические нотки, напоминающие даже Тарковского, а сам кадр хочется озаглавить "Затерянные в космосе" или "Затерянные в лимбе" - вроде и люди кругом, но им не до кого, и сами то ли праведники, то ли грешники.
Фильм неожиданный и заслуживает хотя бы ознакомительного просмотра.
Автор: Татьяна Федотова