Мир уцелел. Сара умерла, а Джон Коннор пошёл работать на стройку. В это время под внешними очертаниями всего, на что они возлагали свои надежды, зрела буря. Будущее, в котором Землю сотрясают ядерные удары, а машины начинают свой бунт против людей, не удалось отменить, – оно просто изменило очертания и снова неотвратимо надвигается на самодовольный мир. Сайт «Новости кино» завершает свой обзор фильмов созданной Кэмероном киновселенной, обращаясь к первой современной инкарнации «Терминатора». Войну невозможно предотвратить: её можно только отсрочить к выгоде противника – учит нас «Терминатор 3: Восстание машин», неизбежный как смерть и налоги.
«Терминатор 3» позвали снимать режиссера второго самого-лучшего-в-мире фильма про подлодки «U-571» Джонатана Мостоу. Проект до самой премьеры казался ужасно интересным, потому что новый фильм про терминатора своим вторым названием обещал рассказать, как восстал Скайнет и с чего начался ядерный апокалипсис.
Благодаря Арни, выдвинувшему свою кандидатуру на пост губернатора Калифорнии, съемки перенесли из канадского Ванкувера в райский Лос-Анджелес. Злодейскую роль позвали играть сексапильную норвежку Кристанну Локен. Она изобразила необычного киборга – «терминатора терминаторов»: промежуточный вариант между жидкометаллическим Т-1000 и традиционным Т-800 «живая плоть поверх металлического скелета». К тому же у терминатрикс прямо в металлический скелет были встроены два вида оружия: чудовищная футуристическая пушка и огнемет. И никакого баллистического шока, как у Т-1000 в «Терминаторе 2»: на попадания в тело пуль терминатрикс почти не реагировала!
Лучшее, что есть в третьей серии «Терминатора» - бешеная погоня терминатрикс на грузовике с краном за Джоном Коннором по улицам Лос-Анджелеса. Аварий и разрушений во время этой безумной гонки, кажется, было больше, чем в любой другой реальной или киношной погоне! Преследующий Т-Икс терминатор сменил мотоцикл, пожарную машину и, наконец, сам кран. Припаркованных по сторонам улиц машин было разнесено без счёта. Наконец, авария крана с терминатрикс выглядит настолько феерично, что от неё дыхание перехватывает. Если два терминатора устроили такое, выполняя собственные миссии, представляете, что способна устроить армия терминаторов, воюя против людей? Надеюсь, как раз это мы сможем увидеть в «Терминаторе: Да придет спаситель».
К страшному сожалению всех поклонников, ничем больше третий фильм о «Терминаторе» не поражает. История с отправкой в прошлое терминаторов, повторенная и здесь как по шаблону, давно уже изжила себя и превратилась в банальность. Серьёзное раскрытие характеров заменили на «лёгкий юмор», рассчитанный на стандартного попкорноеда, что для фильма этой киновселенной кажется просто глумлением.
На премьере «Терминатора 3» поклонники просто плевались, и сжималось сердце. В августе 2004-го группа фанатов даже вывесила в Интернете петицию с предложением авторам «Восстания машин» дополнить картину «правильными» сценами с исправлением ошибок и дополнительными важными сценами. Петицию, между прочим, подписало более десяти тысяч человек – представляете, сколько сердец разбил Мостоу?
Но чёрта-с-два: «Терминатор 3» невозможно дополнить или «улучшить» - с самого начала им был взят неправильный тон. Одним из главных промахов картины стал ужасающий мискастинг, когда на роль Джона Коннора взяли слабака и рохлю по имени Ник Стал, харизматичную и яркую Сару Коннор Линды Хэмилтон сюжетно заменили какой-то невнятной мышкой, сыгранной Клэр Дейнс.
«Лихой» поворот сюжета с Джоном Коннором, не нашедшим себя в будущем без ядерной войны, мог бы быть интересен, если бы Коннора показали как он есть – настоящим лидером, которому мешает социализироваться, например, отсутствие образования. Он мог бы гонять в футбол с приятелями-работягами и быть неформальным лидером команды, чтобы мы видели: когда мостовые города ангелов сплошь усеют человеческие черепа, он поведет за собой оставшихся людей.
Мостоу честно пытался следовать духу и идеям первых частей «Терминатора»: в «Восстании машин» есть ночное шоссе, по которому Коннор гоняет на мотоцикле, обыгрывается доверие Джона терминаторам модели Т-800, на пару минут появляется даже незабвенный психиатр из Пескадеро, пострадавший от Сары Коннор во второй части.
Но Джон Коннор в исполнении Ника Стала предстает опустившим руки маргиналом, который дважды за экранное время фильма близок к самоубийству. Представить, что он возглавит силы сопротивления машинам в недалеком будущем совершенно невозможно.
Еще более страшная вещь, которую современные киноделы сотворили с «Терминатором», - то, что легендарную франшизу попытались перезапустить в комиксном ключе. «Восстание машин» наполнено компьютерными чудесами: съемки в Лос-Анджелесе не позволили сделать на физических моделях даже то немногое, что создатели сами собирались сделать. Гламурная терминатрикс Кристианны Локен потрясающе двигается и кидает взгляды, от которых мурашки по коже, – но она бы украсила скорее каких-нибудь «Людей Икс», но не триквел главной кинофантастики 1990-х. Схватки «старенького» Т-800 с этой сексапильной барышней напоминают драку какого-нибудь Халка с Железным человеком – смотрится классно, спору нет, но за героев не переживаешь: над ними смеешься.
Джеймс Кэмерон вложил в свои фильмы тревогу за судьбу человечества, показал мрачные перспективы дорог, по которым мы до этого всё время шли. В «Терминатора 3» вложили сотни миллионов долларов – и киборг-убийца с красными глазами из кошмарных снов нашего детства превратился в игрушку для современных детей.
Всё это может показаться старческим брюзжанием на тему «Раньше трава была зеленее и кино интересней»; отказом смириться с «реалиями нового века». Но чёрт возьми – если таковы эти реалии, то все доказанные ценности, оптимизм Кэмерона и знаковое «Нет судьбы» были напрасны, и пусть лучше мир корчится в ядерном огне.
Поэтому первые отзывы критиков на четвертого «Терминатора», где пишут про «носорожью серьёзность МакДжи» и тому подобное, меня обнадеживают: это значит, что МакДжи – фанат терминаторов – правильно понимает, каким должен быть перезапуск франшизы. К черту развлекательные комиксы, к черту юмор! – новый «Терминатор» должен быть безнадежным и мрачным в век, когда все катится к чертям и не собирается останавливаться. Как было сказано у Хайнлайна в финале «Логики империи», всё должно стать намного хуже, прежде чем станет немножко лучше.
Автор: Дмитрий ‘Римайер’ Жигалов