Похоронив жену, с которой они всю жизнь промечтали о путешествии к «райским водопадам» в Южной Америке, старый Карл Фредриксен замкнулся и почти превратился в мизантропа. Но когда за ним прибыли санитары из дома престарелых «Дубки», Карл улетел от них в небо вместе с домом, пропустив через печную трубу тысячи воздушных шариков. Легендарная студия Pixar на этот раз заставит вас плакать над обаятельным стариком на пороге смерти, сделав мультик удивительной красоты о путешествии длинною в жизнь.
Художники из Pixar, наверное, совершили прорыв в тонкий мир и вынесли оттуда секрет, как делать невероятно трогательные, смешные, поучительные и увлекательные мультики, заставляющие взрослых плакать, а детей – заливисто хохотать. Сами подумайте: «Вверх» собран из таких деталей, из каких мультфильмы в принципе не делают. В нём семидесятилетний старик хоронит жену и бьёт строителя по голове клюкой, мальчишка-азиат растет без отца, а радикулит мешает сражающимся героям победить в схватке.
Может быть, секрет мультиков Pixar’а именно в том, что каждый из них подмечает какие-то очень настоящие жизненные мелочи: растущую щетину на стариковских щеках, ругань с застройщиками, суд – ведь разве дети сами всё это не увидят? Так и «Вверх» - абсолютно не боится реализма, но ведет себя при этом так, словно он вообще не самое главное в жизни, а главное – приключения, волшебство. Тем более что так оно и есть.
Несмотря на почтенный возраст Карла Фредриксена, «Вверх» наполнен такими чудесами и приключениями, которые скорее впору детской потребности «бежать и прыгать, всё хватать, ногами дрыгать». Случайно оказавшийся «на борту» летающего дома мальчишка-скаут перетряхивает застоявшуюся жизнь Фредриксена, устраивая в ней положенный детству тилибом и тарарам и затащив попутно в кадр огромную разноцветную птицу додо и очень разговорчивую собаку.
При возможности «Вверх» лучше смотреть в 3D – в нём есть такая рискованная беготня по горным склонам, как не в каждом «Кинг Конге», и такие головокружительные воздушные трюки, как не в каждой «Эскадрилье Лафайет».
С другой стороны, философских вопросов и открытых ненароком простых истин в этом мультике не меньше, чем феерических приключений. Всю жизнь отдавший погоне за мечтой, Карл Фредриксен придает огромное значение вещам, хранящим память о его любимой жене. Но он должен будет избавиться от них, чтобы обрести нужную свободу. Еще сложнее Карлу будет изменить отношение к нарушившим его одиночество и беспрестанно гомонящим спутникам, чтобы обрести своё счастье.
А главное – «Вверх» тот редкий мультик, который нам показывает без фальшивой патетики, как это бывает, когда достигаешь своей мечты. И кажется, в вечном споре о том, процесс в жизни важнее или результат, победили все-таки сторонники процесса.
Тот, кто всю жизнь выстроил на движении к одной точке, и даже не пробовал никогда заглянуть на другие страницы книги жизни, оказавшись в этой точке, заляжет, опустошенный и довольный, и превратиться со временем сначала в пень, потом – в камень, потом – в надгробие. А для тех, кто путешествует по жизни от приключения к новому приключению, никакой смерти нет.
Можно сколько угодно рассуждать о том, что в жизни самое главное и в чем смысл – в конце концов иметь несколько вечных вопросов лучше, чем несколько «вечных» ответов. Но после чудесного мультфильма «Вверх» каждому так же ясно, как голубое небо, должно открыться: счастье – не станция, на которую вы прибываете; это манера путешествовать.
Автор: Дмитрий ‘Римайер’ Жигалов