Насилие… благодатнейшая тема для творчества, которая себя вряд ли когда-либо исчерпает. "
Судная ночь" – лучшее тому доказательство. Стоило лишь авторам проявить немного фантазии, и тут же родилась концепция столь же простая, сколь и прекрасная. Просто диву даешься, как и почему такое раньше никому в голову не приходило. А глядя спустя полтора часа после начала сеанса на титры, испытываешь неподдельное облегчение оттого, что идея эта посетила сценариста раньше, чем политика. Всего семь часов узаконенного беззакония – а какая отдача, во всех отношениях!
Чертовски интересный, местами даже воодушевляющий, но неизменно пугающий подход продемонстрировал
Джеймс ДеМонако, режиссер и единственный автор сценария. Если в завязке, глядя на цифры статистики, все это кажется идеальным решением проблем – несмотря на всю безмерную жестокость метода, несмотря на съемки с камер наблюдения – то, ближе к финалу, приходит элементарный страх. Того, что однажды подобный способ приглянется какому-нибудь безумному, но искусному политику или могущественному бизнесмену, который подчинит себе волю населения и пролоббирует подобный закон. И глупостью это после просмотра отнюдь не кажется. Но еще страшнее то, что когда о фильме уже только вспоминаешь, сидя дома или прогуливаясь на улице, чувство самосохранения потихоньку начинает вытеснять возродившийся холодный расчет. Особенно если вспомнить всех тех, кто когда-либо по-крупному перешел тебе дорогу…
Честное слово, не фильм, а детектор психопатов, получше недавнего "
Маньяка". Апеллируя к самым примитивным человеческим инстинктам, манипулируя ими, ДеМонако затавляет зрителей буквально жаждать крови тех, кто этого, казалось бы, вовсе не заслуживает. Сына, Чарли Сэндина в исполнении юного
Макса Буркхолдера, хочется хорошенько и от души избить, его сестре –
Аделаида Кэйн – прострелить пару конечность за неразборчивость в ухажерах, а их мать, которой стала
Лена Хеди, вообще выгнать в такую ночь к чертовой матери из дому. И все это только за то, что они отчаянно пытаются сохранить человеческое лицо тогда, когда это смертельно опасно. Когда мстительная и кровожадная сущность людей, обычно зарытая глубоко в их душах, вырывается на волю под одобрительный вой сирены государственной машины.
Впрочем, под конец зарезать и застрелить хочется большинство персонажей, хотя бы просто для профилактики общественного организма от социальных болезней. ДеМонако крайне удачно, естественно и правдоподобно осветил такие побочные эффекты своего детища, как возросшая незащищенность нижних слоев общества, в особенности – перед верхними. Социальная дифференциация – можно ли придумать лучший повод для завязки конфликта? Особенно в обстановке пугающе убедительной, сколь бы страшной она ни была, концепции легальной резни.
Но не одной идеей сильна "
Судная ночь". В конце концов, это триллер на грани ужасов, и упор в нем сделан именно на хоррор-составляющую. Которая превосходная. Работа оператора, освещение, игра с цветовой гаммой, которая многократно меняется под стать ситуации – все здесь направлено на зрителей, дабы вызвать у них мощных эмоциональный отклик; не столько страх, сколько бешеное волнение, которое гонит кровь по венам с утроенным усердием. Неизвестность, темнота, безжалостность убийц – выживание семьи в осажденном особняке натуральным образом изматывает. А благодаря все той же концепции ночи очищения, резко выделяется из ряда десятков и сотен похожих слэшеров.
Единственное, что вызывает неоднозначные ощущения – это концовка. В некоторой мере неожиданная, она оставляет двоякое впечатление. Ибо с одной стороны стоит бушующий и поглощенный ненавистью разум, готовый при первой же возможности устроить кровавую баню, а с другой – те несчастные остатки человечности, которые догорают в глубине разъяренного видом крови и несправедливости разума. И вот из-за того, что смотреть на все происходящее приходится с двух противоположных позиций, слишком остро и спорно воспринимаешь момент, когда борьба переходит с экрана в нутро зрителей, дабы окончательно определить, к чему они склонны: к прощению, или же отмщению?
И все-таки главная заслуга в создании потрясающей атмосферы ужаса и раскаленной добела ненависти принадлежит актерам. Тем, которые работали по совершенно новой схеме, согласившись составить свои гонорары исключительно из процентов от кассовых сборов. Что не только превратило "Судную ночь" в картину, по голливудским меркам, микробюджетную (шутка ли – трехмиллионный триллер выглядит на все двадцать), но и, очевидно, здорово замотивировало всю съемочную команду. Которая постаралась на славу, и постаралась не зря.
Выделить же особенно хочется двоих:
Этана Хоука и
Риза Уэйкфилда. Первому, судя по всему, понравилось играть роль отца семейства, стоящего на краю гибели, так что, с момента выхода "
Синистера", он определенно шагнул вперед. Хоть и хромает в середине фильма его мотивация – один из немногочисленных промахов ДеМонако – сам он лицо и образ сохраняет до самого конца. Но еще больше интереса вызывает второй – малоизвестный, напоминающей своей мимикой
Тома Хиддлстона, лицедей, который представил зрителям невероятно харизматичного, хищного, жуткого, дикого в своей угрожающей манерности злодея. Парень оказался способен одной своей улыбкой – рядом с которой мелькающие маски его свиты и рядом не валялись – навести ужас даже на искушенных посетителей кинотеатра, не говоря уже про более тонкие натуры. Дай Бог, чтобы у него удачно сложилась карьера – и тогда на голливудском небосклоне зажжется еще одна, чрезвычайно своеобразная, звезда.
"Судная ночь" вскрывает и будоражит самые дикие человеческие устремления, мастерски обыгрывая поднятую им самим тему разрешенного насилия, не забывая над этим периодически размышлять, пусть и не вслух, а используя головы проницательных зрителей. И пугают в нем не столько вогнанные в тела ножи и топоры, сколько мысли, которые рождаются в голове при виде всего этого. Мысли темные и ужасные, которые обычно стараешься затолкать как можно глубже в разум, запереть их там навеки. Мысли о том, что, может, не так уж и вредно всего один-единственный раз в году выпустить пар… пусть даже и на ближнего своего.
Автор: Роман Волохов