KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Великий Гэтсби". Прививка от человеколюбия

17.05.2013
Как там писал Шекспир в переводе Щепкиной-Куперник? "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте". Если бы великий драматург жил в двадцатом веке и был знаком с историей Джея Гэтсби, он бы так вряд ли осмелился утверждать. Бесконечно горькая история погони за мечтой идеалиста, который навечно остался молодым, в этот раз обрела однозначно самое красочное воплощение на экране. Но под не самым чутким руководством База Лурмана, увы, растеряла по дороге к зрительским сердцам что-то неуловимое, что-то глубоко личное и, вместе с тем, доступное всем и каждому...

Это не атмосфера или душа, смысл или посыл – в фильме все это есть, пусть и не в таких количествах, каких следовало бы. Это нечто другое; незримая, еле осязаемая искра, которую Лурману ни вечеринками, ни музыкой, ни чувствами высечь так и не удалось. То, что делает просто хороший фильм тем, который хочется пересматривать снова, и снова, и снова, пока не выучишь все диалоги и фразы, да еще и в правильном порядке; пока не будешь знать каждое телодвижение и каждую эмоцию актеров, и сопровождающую момент песню. "Великого Гэтсби" хватает от силы на полтора раза.

Лурман, словно побоявшись после своей автралийской неудачи разойтись на полную катушку, абсолютно ничего не дотянул в картине до требуемого уровня. Печальнй случай, когда трейлеры куда лучше фильма, и вообще складывают о нем немного ложное впечатление. Помните их? Динамичные, пресыщенные, заводные, они дышали энергией того кутежа, который еженедельно устраивал Гэтсби в своем особняке. Непрерывный праздник, плавно переходящий в сладкую, чувственную, тонкую трагедию не столько одного человека, сколько целого рода людского. Но главное – ритм не провисал ни на секунду.

Однако режиссер, кажется, увяз в собственном страхе. В стремлении сделать все идеально он будто наплевал на чистое творчество с его непостоянным и капризным вдохновением, и стал все мерять линейкой. Да, экранизация от этого получилась оносительно близкой к оригиналу, местами – слово в слово. Да, никаких грубых промахов, калечащих картину, нет. Как нет и осторожного трепета постановщика перед оригиналом. Наконец, нет обещанного драйва, нет четкого ритма и ровного темпа. "Великий Гэтсби" состоит из массы отличных сцен – одна другой краше. Но все вместе они никак не складываются.

Впрочем, и сами сцены словно кричат о своем загубленном потенциале. Можете называть это пошлостью, вульгарностью или даже китчем, но это один из тех случаев, когда следовало бы целиком и полностью придерживаться принципа "больше – лучше". Ник Каррауэй своим закадровым голосом говорит о том, что нравы были свободнее, девушки развязнее, выпивка дешевле, а вечеринки роскошнее. Но все эти безумства толпы высокопоставленных бездельников выглядят ужасно искусственно и, не побоюсь этого слова, сдержанно. Дух захватывает – но в тот же момент отпускает. А так хочется, чтобы мурашки покрыли кожу непрерывным слоем...

Ктсати о мурашках: завораивающая музыка – это вообще отдельный разговор. Любит Лурман осовременивать классику, этого не отнять. Как он подметил в одном из своих интервью, для сегодняшнего мира хип-хоп – тоже самое, что для 20-ых годов – джаз (почти. Сильно почти). А потому ритмы Jay Z, вместе с рок-кавером Джека Уайта, попсой Бейонс и электроникой Неро частично вырывают происходящее на экране из контекста времени и эпохи не хуже самого Фитцжеральда, распространяя поднятые им проблемы на все времена, не только "Эпоху Джаза". Беда лишь в том, что каждая из композиций звучт в кадре преступно, преступно мало! Как правило, не продерживаются и одной минуты, что очень обидно и портит впечатление от эмоциональных сцен, накал которых подобная бесцеремонность без труда обрывает.

Что касается всех сколько-нибудь трогательных сцен, то они просто поразительны, но, как было упомянуты выше, удивительно не ладят друг с другом. Ощущения – на пике, кажется, еще немного, и почувствуешь дуновение ветра, играющего занавесками, аромат тысяч цветов смешанный с морским бризом, а зеленый огонек на той стороне залива вырвется из экрана и устремится в зал. Все словно из тонкого хрусталя, хрупкое, но безумно красивое и нежное, гневное, эмоциональное, экспрессивное. И финал, от которого у особо чувствительных личностей прошибает слезу. Лурман, как ты умудрился угробить фильм с Таким материалом в руках?

Достигается подобная красота большей частью за счет актеров. ДиКаприо, правда, пару раз перебарщивает, но в целом – тянет на себе весь фильм, и тянет, надо сказать, неплохо. Да, сходить стоит хотя бы ради него одного. Главное же опасение – Кэри Маллиган, которая, казалось, Дэйзи никак не может быть – развеяло все сомнения. Такая воздушная, такая нежная, такая ранимая, а по сути – беспечная, беспутная и просто омерзительная стерва с ангельскими глазами и повадками. А Айла Фишер на ура отыграла достойную ей пару.

Приятным моментом стал Джоэл Эдгертон, хоть сейчас в палату мер и весов как классического аристократа. И хоть родители актера не голубых кровей, невольно подозреваешь, что где-то в роду землевладелец был – так сыграть заосчивого и высокомерного, самовлюбленного и привыкшего побеждать ублюдка, надо долго и усердно стараться. Блестящее выступление, неожиданность которого играет только на руку актеру.

Что до Магуайра, то поначалу он вызывает отторжение своей приторностью, но уже к середине входит в колею... чтоб в конце вновь все основательно подпортить. "Вы один стоите их всех", "Убирайтесь! Вон!", "Никто не пришел" – в развязке фразы слетают с его уст странным образом натужно, и совершенно не выглядят естественно. Может, не зря его недавно вырезали из "Жизни Пи"? Напоследок, из маленьких открытий – Джейсон Кларк, который одной только внешностью полностью вписывается в роль, не говоря уже про игру. В яблочко, что называется.

"Великий Гэтсби" – фильм удивительный. Хоть режь на кадры. Каждая сцена по отдельности если не превосходно, то как минимум хороша. Краски, конфетти, эмоции, надежды, любовь и крах – все это сплетается вместе в десятки ярких, разноцветных осколков. Беда в том, что осколки эти – от разбитых перспектив, и собрать их воедино, хотя бы склеить, уже невозможно. Феерия, которую, к слову, стоит смотреть в стереоскопическом формате, но которая длится, пожалуй, слишком долго, отчего теряет весь запал и задор. И к финишу приходит потрепанная, разбитая и бледная. А жаль. Такое кино могло бы получиться...

Автор: Роман Волохов
Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

"Крэйвену-охотнику" предрекают низкие стартовые сборы
Кинокомикс с Аароном Тейлором-Джонсоном уступит "Морбиусу" в домашнем прокате
Рассел Кроу хотел повторить роль Максимуса в "Гладиаторе 2"
Ридли Скотт рассказал о желании Рассела Кроу сняться в "Гладиаторе 2"
ОгласКа: Рецензия на фильм "Перекресток Миллера"
Читатели издания "Новости кино" о фильме братьев Коэнов "Перекресток Миллера"
Фильм "Гладиатор 2" стартовал в два раза хуже мюзикла
Сиквел "Гладиатора" Ридли Скотта стартовал на родине хуже, чем ожидалось
Лучшие российские и зарубежные сериалы ноября 2024 года
"Дайте шоу", "Молот ведьм", "Дюна: Пророчество", "Департамент", "Дети перемен"
Сериал "Чужой: Земля". Что о нем известно?
Стало известно место нового сериала во временной шкале франшизы "Чужой"