Подустал
Люк Бессон от боевиков. Все эти "
Напроломы" с "
Колумбианами" и "
Заложницами" его изрядно утомили, так что от охоты, месть, стрельбы, погонь и взрвывов он решил перейти к чему-то более земному, и одновременно возвышенному. К любви, например, где-то простой и бесхитростной, где-то сказочной и романтичной. А главное – никаких кувыркающихся многотонных авто, никакого свинца в "инородных" организмах, и на душе не так уж тяжело – словом, одна лишь легкость, да ее верная спутница безмятежност. Но не все сразу.
Сперва – непростая реальность, в которой вечно все торопятся, куда-то спешат, суетятся и норовят друг друга, неизящно выражаясь, кинуть. А что поделать – история-то начинается глазами сказочного принца, да в том же духе и проходит через фильм. И за фасадом респектабельной внешности, дорогого авто и личного самолета скрывается бесконечная беготня. Вот только жизнь главного героя, преисполненная тысячью и одной бесполезных мелочей, сама так и норовит стать бесполезным придатком основной сюжетной линии.
Первые полчаса в голове витает искреннее недоумение по поводу названия фильма. О том, что принцесса уже появилась на гаризонте и успела доскакать до первого плана, еще не очень понятно, зато мчащийся на всех парах на другой конец очаровательной Франции богач серьезно озадачивает. Нет, конечно, многим интересно наблюдать за жизнью людей, способных позволить себе бутылку вино по цене небольшой виллы, со всеми их невзгодами и неприятностями, такими же как и у простых людей, только чуть большего масштаба. Но даже это утомляет, особенно учитывая однообразный характер изрядно затянутого вступления.
Но Бессон, который здесь кроме продюсера еще и сценарист, явно никуд и не торопился. Фигуры на шахматной доске он расставлял степенно и аккуратно, каждой уделяя особенное внимание. В результате после долгожданной встречи на орошаемой французским дождем французской автостраде, все становится на свои места, и начинается непосредственно сама партия.
И вот тут в бой идут все основные силы. Изрядно измотавшую не только персонажей, но и зрителей суету сменяет долгожданный ромком, успокаивающий нервы и расслабляющий разум даже в моменты напряженных решений и тревожных событий. Действие словно ныряет в пруд, где начинает медленно вальсировать под водой, любуясь каждой галькой на дне. Неспешно, уютно и тепло становится на душе, когда принц на своем беленьком электромобиле вместе с новообретенной принцессой, поочередно посещают мелкие французские города, один божественнее другого. Старые дома, покрытые плющом, фермы с добродушными хозяевами, кафешки со столиками на улицах, скверики и парки, украшающие собою вход в очередную организацию, посвященную творчеству, на сей раз – реставрации.
Веселое знакомство, трогательное путешествие, грустная утрата – и, чего греха таить, никакой это не спойлер – радостное, по-рыцарски благородное с его стороны, примирение, чтобы жили они долго и счастливо, и чтобы эликсир бессмертия изобрели раньше их кончины. Все это перемежается пейзажами сельской Франции. Зеленые луга и пастбища, с рощицами вдали, за которыми возвышаются небольшие, но бесконечно прекрасные горы. Местами начинаешь думать, что кинобоссы по обе стороны океана далеко не всегда знают, когда следует использовать высококлассную стереоскопию. Это не шутка – ради таких видов даже в ромком можно запихать, лишь бы было качественно.
Да и на крупные планы лиц исполнителей главных ролей
Венсана Переса и
Ваины Джоканты смотреть исключительно приятно. Их дуэт – это что-то из тех французский комедий, на которые ходили еще наши родители. Старое французское кино, в котором звезды обладали каким-то особым изяществом, тонко и чувственно играя даже мерзавцев, что уж говорить про добрых, влюбленных друг в друга людей! Подчеркнуто классическая европейская внешность этих актеров лишь добавляет во французский антураж шарма, окончательно заставляя чарующую любовную атмосферу семидесятых-восьмидесятых годов вновь возвращаться на экраны. Надо же познакомить новое поколение с этим прекрасным явлением.
Всю эту идиллическую симфонию лишь периодически нарушает скрипка из явно чужого оркестра. К концу фильма страсти более-менее успокаиваются, но в общем, а особенно – в завязке – сложно не обратить внимание на то внимание, которое Бессон уделяет проблемам насущным, в первую очередь – для самой Пятой ресублики. От экологии и слабых намеков на расизм до откровенного крика по поводу отечественного производства и неудовлетворительных условий рабочих. Забастовка здесь не просто служит катализатором действия, но неотступно следует по пятам за главным героем. Все это, честно говоря, несколько подкашивает выстраиваемую на экране сказку. Не самый удачный жанр для дискуссий на социальную тему.
Трогательный взгляд Венсана Переса и бесконечно, космически очаровательная улыбка Ваины Джоканты – уже ради одного этого стоило бы идти в кино. Но постановщик
Филипп Леллуш не остановился на этом, использовав дарованный Бессоном потенциал на полную мощность, по мере сил сглаживая неурядицы достоинствами, коих здесь в благостном избытке. Словом Бессон не зря взял отпуск от триллеров и боевиков – отдых вышел на славу. Так что пусть пока не торопиться возвращаться к "работе", а мы продолжим отдых вместе с ним.
Автор: Роман Волохов