После выхода из зала, только одна мысль крутится в голове: "Почему у нас мультфильмы делают люди, которые ненавидят детей?". Ан нет, ее догоняет еще одна: "Чем провинились эти дети?". Автору этих строк страшно подумать, что стало бы с его сознанием, если бы он увидел "
Возвращение Буратино" в нежном возрасте, будучи носителем еще хрупкого и восприимчивого разума. Наверное, он бы этих строк не писал. Он бы вообще ничего не писал. Не смог бы.
Это какой-то очень депрессивный мультик. Именно так можно его одним словом охарактеризовать – депрессия. Начиная от прорисовки мира и персонажей – довольно мрачной, требующей филигранного обращения с собой и грозящей каждый неудачный кадр превратить в симфонию отчаяния. И заканчивая фабулой вместе с самими персонажами, глядя на которые хочется немедленно совершить над собой решительные действия насильственного характера, идущие наперекор инстинкту самосохранения.
Кстати о фабуле... вы давно смотрели "
Историю игрушек"? Нет, никаких намеков, Боже упаси. Просто вот печатал-печатал, и вдруг почему-то вспомнился этот прекрасный мультфильм. Совершенно случайно. Наверное, что-то о нем напомнило... вот только что? У вас так не бывает – вдруг что-то всплывает из глубин памяти, хотя поводов, казалось бы, не было вовсе? Ну да ладно, оставим в покое вопросы нейрофизиологии. Вспомнилось и вспомнилось, с кем не бывает?
Начало – вообще мрак. В прямом смысле: хаос мегаполиса в виде нагромождающихся друг на друга домов, небоскребов и эстакад просто отличное сочетание с хаосом, творящимся в сюжете. Не пугайтесь, если первые минут десять-пятнадцать вы будете искренне недоумевать, при чем здесь Буратино, и что вообще творится? В конце концов, вы ведь не испугались прийти на сеанс.
Потом начинают проясняться детали представленного мира, и начинаешь с горькой тоской вспоминать те самые первые десять минут. Брошенные под мостом игрушки перебираются в канализацию, убегая от пузатого и бородатого Баскара и его приспешника Маредура (Вау! Надо же! Какой оригинальный способ семанической эволюции персонажей! Какой изящный способ намекнуть на происходение героя! Как тонко! Как искусно! Вау!), Мальвина выводит из себя зрителя любого возраста своим поведением, а где-то рядом бродит и Буратино, исполняющий обязанности Робина Гуда в отставке.
Чем не идиллия? Трогательные флешбэки брошенных кукол и плюшевых медведей (да-да, тех самых, которым лапы поотрывали, нетривиальный ход), погони, локальный апокалипсис, хитрый план, узкоглазая матрешка, чудо-мобильник (гиганты электроники загнутся от зависти), тончайшее подшучивание над образом гламурных львиц и шпионская спецоперация с революцией в заключении. Неземной коктейль "Прощай, детство!" почти готов, осталось лишь смешать, взболтать и сразу вылить.
На славную международную традицию разбавлять даже самые серьезные темы в мультфильмах юмором, наши доблестные аниматоры славно забили. То есть, шутки-прибаутки вроде как есть, но бродят где-то рядом, на периферии, и лучше бы там и оставались, потому что когда они все же захаживают к героям в гости... мам, за что мне это, неужели я был таким плохим ребенком? Вряд ли кто по-настоящему способен заслужить весь этот ад с упоминанием нанотехнологий. А вы думали? Такой-то модный тренд!
Какой-то очень страшный мультфильм, сделанный людьми, чье детство, похоже, прошло среди прибитых к полу игрушек. А за слоган "Трогательный мир забытых игрушек" их хочется... не говоря уже про нескромный бюджет. Просто не верится, что постановщик всего этого – женщина, Екатерина Михайлова.
Детей, безусловно, надо готовить ко взрослой жизни. Им вряд ли стоит обходиться одними розовыми мультиками про сказочные страны, да и просто яркими декорациями и образами. И не всегда, наверное, тьма бывает во вред. Но Это... пусть уж лучше мое будущее чадо вырастит в мире грез, чем в мире спорной морали, извращенного заимствования и бессистемного хаоса. А я пока пойду и пересмотрю "
Приключения Буратино" 76-ого года, который чудесный советский фильм. С детством мне, слава Богу, повезло.
Автор: Роман Волохов