Римейки советской классики – тема, конечно, грустная. Даже названий всех представителей этого направления за последние годы упоминать не хочется, стыдно. Но вот блеснул луч надежды: за дело взялся сам режиссер оригинального фильма,
Георгий Данелия, которому в этом нелегком деле помогала
Татьяна Ильина. В самом деле, кому, как не ему знать, каким должна быть новая версия "
Кин-дза-дза"? Мультфильм оказался долгостроем и восемь лет шел к экранам российских кинотеатров, но вот, наконец, долгий путь окончен. И нельзя сказать, что ожидание оказалось напрасным.
Коль вы были знакомы с советским фильмом, новый вам, скорее всего, покажется чем-то другим, независимо от того, влюбились ли вы в творение Данелии, или же полностью его отвергли (третьего варианта, как известно, не дано). "
Ку! Кин-дза-дза", конечно, довольно бережно обращается с известным сюжетом, полным ныне крылатых фраз – особенно первую половину хронометража. Такие знакомые эцихи и КЦ, пепелаци и гравицапы, транклюкаторы и эцилоппы, они все здесь, снова, вместе с Би и Уефом, к которым добавился мелкий и ушлый робот. А если кто не в курсе, что означают вышеперечисленные слова – к вашим услугам в середине фильма появляется краткий словарик, назначение которого, правда, даже стилистикой сложно оправдать.
Есть, впрочем, и серьезные изменения. Новые обстоятельства – вроде перехода через мост или подкупа эцилоппа, в корне изменившиеся эпизолидические персонажи, наиболее ярким примером которых является ПЖ, а особенно – не думаю, что это можно назвать спойлером – неожиданное отсутствие планеты Альфа, которая даже не упоминается ни разу. Остается лишь гадать, по какой именно причине Данелия вырезал этот эпизод из римейка, но факт остается фактом: сразу после Хануда герои возвращаются на Землю. В целом, однако, даже все это не столько отличает мультфильм от своего творческого отца, сколько две вещи: оба главных героев и общая атмосфера картины.
Прежде всего, скрипач и дядя Вова теперь – одно лицо, которое, к тому же, еще и является известным виолончелистом, на чем в ленте делается акцент не меньший, чем на музыке и песне "Мама" в целом. А его спутник Анатолик – персонаж совсем новый и придуманны с нуля, даже отсылок никаких к оригиалу толком нет. Но суть не в этом, а в характере землян, который претерпел коренные изменения. Не вдаваясь в подробности, поведение их совершенно отличается от поведения некогда полюбившихся героев
Любшина и
Габриадзе. Мотивация – та же, и поступки, вроде, не сильно отличаются, но "начинка" – другая, это видно и ощущается. А главное – новшество это не вызывает нареканий, пробуждая лишь значительный интерес.
Что то атмосферы... прежде всего, стиль прорисовки, насыщенный деталями, но малость депрессивный. Примеры его использования по пальцам пересчитать можно, и мультфильмы такие своеобразны и мрачноваты. Здесь его возможности использовали по максимуму, не только с технической точки зрения – нарисовано все просто шикарно, но и с точки зрения участия в создании антуража, духа, картинки. Это и холодные тона, и безрадостные пейзажи планет – удивительно, как после путешествия холодная, заснеженная Москва кажется уютной и греющей душу – и, что самое интересное, гуманоиды, сбросившие человекообразную оболочку и дружно принявшие самые дикие вариации габаритов, цветов кожи и просто внешности. Плюс, это странным образом сказалось на восприятии Би и Уефа – последний становится ярче и запоминается лучше.
На фоне, не побоюсь этого слова, бессмертного оригинала, повторная попытка Данелия оживить на экране Плюк из Тентуры галактики Кин-дза-дза, со всеми его безумными обитателями, всем этим безумными миром, в котором постоянно сквозят до боли знакомые понятия, вещи, правила – на фоне самой необычной и странной кино-фантастики новый мультфильм смотрится довольно скромно, и да-алеко не так эффектно. Такое себе интересное, оригинальное, но не более, чем переосмысление.
Куда большее впечатление он произведет на тех, кто советский оригинал не видил, и не знает, зачем нужен цак и сколько раз пацак должен приседать перед гордым обладателем желтых штанов. И незнакомый с цветовой дифференциацией штанов, скорее всего, либо влюбится в этот, мягко говоря, своеобразный мир и тут же сядет смотреть сам фильм, либо в недоумении и негодовании покинет зал. Даже при том, что длится зрелище немного меньше времени, и оттого кажется чуть более увлекательным, не всякий это зрелище выдержит.
Да и культовым мультфильму не стать. Не тот замах, не та у него "душа", хоть и имеется "характер". Впрочем, по меркам нашей современной мультипликации и современных же способов переиначивания советских фильмов, "Ку! Кин-дза-дза" выглядит почти шедевром.
Автор: Роман Волохов