В последнее время мы все чаще становимся свидетелями сокрушительных провалов. И речь идет не только о кинопроектах стоимостью в сотни миллионов, но и фильмах вполне себе камерных и даже обласканных различными профессиональными призами. Вполне возможно, что пришло время вместо урезания бюджетов целых жанров и попыток сэкономить не там, где следует, принять за основу новую бизнес-модель, напрямую апеллирующую к зрителю? Например, поэкспериментировать с краудфандингом.
Для тех, кто еще не знаком с понятием "народное финансирование", коротко поясню его суть. Представьте себе некую площадку в Сети, зарегистрировавшись на которой, абсолютно любой пользователь может оставить подробное описание своего проекта и указать точную сумму, которая необходима к определенной дате. Если идея находит поддержку у других пользователей, они с помощью одной из популярных платежных систем переводят деньги. Кто сколько считает нужным. Если к указанному сроку финальная сумма собрана, автор проекта может получить ее и потратить с последующим предоставлением отчета. Если сумма не собрана, проект считается не нашедшим поддержки, и средства возвращаются инвесторам. При правильном юридическом и бухгалтерском сопровождении ничего сложного.
Сказать, что кинематограф совсем не знаком с этой схемой, нельзя. Например, в 2012 году именно таким способом
Дэвид Финчер собрал необходимые средства для продолжения работы над анимационным фильмом "
Головорез", который не заинтересовал крупные голливудские киностудии. Таким же образом, уже в марте 2013 года были собраны деньги для финансирования съемок полнометражного варианта популярного сериала "
Вероника Марс". И если в случае с проектом Финчера речь шла о 400 тысячах долларов, то здесь уже пожертвования измерялись миллионами.
Так вот. Что если даже самые амбициозные кинофильмы будут начинаться именно с краудфандинга? Скажем, задолго до начала съемок очередного крупнобюджетного фильма, студия предлагает потенциальным зрителям проголосовать за него своими деньгами. Конечно, речь не идет о формировании всего производственного бюджета, который ныне может достигать двух сотен миллионов долларов, но лишь его части. Скажем, одной десятой.
Таким образом, в основу любых решений о масштабных инвестициях будут положены не абстрактные амбиции безымянных менеджеров кинокомпании, заботящихся в основном о дырах в финансовых отчетах, а вполне реальный зрительский запрос, выраженный в абсолютно осязаемой форме.
Такая рекогносцировка тем более важна в ситуации, когда доля международных кассовых сборов неуклонно увеличивается. По размерам пожертвований можно будет с помощью нехитрых математических подсчетов представить и примерную отдачу фильма в том или ином регионе мира.
Естественно, пожертвование не должно быть безвозмездным. Если сейчас, в эпоху "дикого краудфандинга", народные инвесторы получают лишь сувениры с символикой проекта и иные бонусы в зависимости от суммы, то в дальнейшем можно предусмотреть четкие системы премирования.
Скажем, если сумма пожертвования равна 10 долларам, то инвестор автоматически получает билет на один из сеансов будущего фильма, если 100 - билеты на премьеру, если 10 тысячам - к указанным билетам на премьеру добавляется пропуск на съемочную площадку и возможность взять автографы у любимых звезд, 100 тысячам - эпизодическая роль в картине с посещением закрытого допремьерного показа с руководством киностудии и участниками фильма.
Как вам такая перспектива?
Быть может, только в этом случае раздутое эго отдельных звезд и неумелое управление отдельных менеджеров перестанут ставить на грань выживания целые жанры кино, и мы перестанем искать виновных в катастрофах "Джонов Картеров" и совершенно не выдающихся прокатах отмеченных всяческими регалиями "Повелителей бурь".
Ибо мы, народ, будем не просто "хавать" экранную добавку к попкорну, а со всей ответственностью влиять на рецепт ее приготовления. И тогда случится настоящая революция в кино.
Автор: Andrew