Похоже, наш любимый кинематограф все-таки отыскал жанр, в котором не падает лицом в грязь. По крайней мере, не упал. Кажется, первый российский фильм-катастрофа – про затопление метрополитена – воодушевляет. Не благодаря чаяниям и устремлениям персонажей, которые – кто бы мог подумать – в конце концов, все-таки побеждают обстоятельства. А благодаря качеству продукта, как бы не было непривычно видеть подобное словосочетание при разговоре о российском кино. О, да, при всех своих недостатках, "
Метро" обладает той главной отличительной чертой, которой лишены большинство "популярных" отечественных "блокбастеров" последних лет – его можно смотреть.
Прежде всего, перед нами лишнее подтверждение простого правила: любой степени режиссерский талант ничто без более-менее внятного сценария.
Антон Мегердичев, на свою голову постановщик шедевральных боев с тенью в темных мирах, к нашему общему счастью, наконец-то получил в руки нормальный скрипт – и понеслась… не стану рассуждать о технических ляпах и недоработках, о том, насколько все происходящее возможно в реальной жизни и соответствует теории – тем более, что в вопросах знаменитого московского метро и не менее знаменитой точечной застройки ваш слуга, к своему стыду, профан. Посему отдаю увлекательный процесс высмеивания технической безграмотности на откуп вам.
Конечно, в фабуле есть неприятные места. К примеру, излишне затянутая завязка, которая в дальнейшем оказывается ничем не оправдана. Этот костыль – нетрогательный любовный треугольник – в дальнейшем совершенно бесполезен, исполняя роль такого себе рудимента: "во всех фильмах-катастрофах есть семейная драма, а мы хуже?!" Хотя бы тем, как эта драма реализована – топорно и безыдейно. Добрый врач-Иисус, эгоистичный бизнесмен-Сатана и бегающее по городу чудо, за которое они боролись, а еще невинное дитя, куда ж без дитя, и вуаля – маленькая трагедия на фоне большой готова, плевать, что коктейль прокис, главное – и у нас есть!
И еще одна особенность, которой сценаристы явно злоупотребили: всяческое оттягивание финала и неизбежного спасения от души испытало нервы зрителей не только на прочность, но и на терпеливость. То есть, пока могучая кучка собирается и договаривается на фоне толп бегущих по тоннелю людей – мы не против, но вот все люди повыбегали, все репортажи отсняты, в эпицентр направляются спасатели, а наши все никак не уймутся. То по тоннелю пройдутся, догоняя, то в "бункер" залезут (бесполезный такой бункер), то обратно по тоннелю, то снова… туда-сюда, мечутся и молятся, и каждый раз вот-вот, и облом. Сперва интересно, потом – когда ж вас уже спасут, или хотя бы окончательно затопят, для разнообразия?! Утомляет.
Тем не менее, сцены не представляют собой традиционное нагромождение кадров, словно пленку нарезали и склеивали, кидая кости. Все последовательно и грамотно, выглядит законченным и обоснованным. Никаких перегибов, и, несмотря на впечатляющий хронометраж – не так много излишков, как могло быть. Диалоги не вызывают подсознательного отторжения – что, впрочем, отчасти заслуга актеров. А главное – при всей надуманности катастрофы, смотрится интересно и захватывающе, так что по ходу просмотра повод не вызывает нареканий. Как бы крамольные мысли в голову не полезли, вроде "чего только в жизни не бывает?".
Отдельный несомненный плюс – массовые сцены, что во время столкновения, что во время лихорадочного кросса дружной толпы, что во время спасения. Даже при всех рапидах, которые здесь, право, никак – ни положительно, ни отрицательно – не влияют на восприятие, зрелище эффектное во всех сценах. Состав слетает с рельсов, люди летают по салонам, чтобы горой прилечь друг на друга, кореженный метал, кровь, бесконечный тоннель, все прибывающая вода и полная неразбериха, ад, хаос и потоп. Не говоря уже про масштаб самих съемок – в кои-то веке наши не поскупились на полноразмерные макеты, тоннель и состав – в полную величину. И в кои-то веке видно, куда ушел бюджет. Эй, светила русского кинематографа, узрите, кого надо приглашать снимать масштабные кадры с кучей статистов!
Под стать количеству участников массовки – количество персонажей главных, второ- и третьестепенных ролей. От непростительно! малоизвестных
Сергея Пускепалиса,
Анатолия Белого и
Катерины Шпицы с
Алексеем Бардуковым и
Еленой Пановой, плюс юное дарование
Анфиса Вистингаузен, до целой, не побоюсь этого слова, плеяды знакомых лиц из телевизора и кино.
Светлана Ходченкова,
Александр Яковлев,
Кирилл Плетнев, Сергей Сосновский,
Владимир Стержаков,
Станислав Дужников,
Дмитрий Орлов и даже выписанный из, простигосподи, последней Бригады сын Макареевича, и вряд ли те, кто хотя бы вполглаза видели "
Универ", упустят из виду эпизодическую роль
Алексея Гаврилова. На лица фильм богат, этого не отнять – Мегердичев использовал понятие "масштаб" не только на экране, но и "за кулисами", да и многие могли бы отказаться от участия в подобном проекте?
Считайте рекорд по количеству имен в отдельно взятом абзаце установленным.
А как они все играют! Уж извините, что всех скопом и по методу "средняя температура по больнице", но на рассмотрение каждого по отдельности уйдет немало текста. Где-то лучше, где-то хуже, само собой, но в целом – слаженный механизм, которым отточенными движениями управляет режиссер. Даже неоднозначные, даже бессмысленные, даже глупые образы они все добросовестно отыгрывают до конца, словно от этого и впрямь зависит спасение выживших. Как следствие – в отчаянную борьбу уцелевших за жизнь действительно начинаешь верить всеми глазами, сердцем, душой и даже разумом.
Чудеса случаются – все мыслимые опасения, которые вызывали трейлеры, оказались ложными. Претензии есть, недостатки – куда ж без них? Чай не Голливуд, да и в нем такого пруд пруди. И какими бы (возможно) ни были, кхм, оригинальными технически аспекты вымышленной трагедии, нельзя не признать – первый российский крупнобюджетный фильм-катастрофа получился. Это даже можно говорить смело, без опаски – наши сняли качественный, хороший блокбастер! Интригующий, увлекательный, по-настоящему – в который раз произношу это слово? – масштабный, который даже не грех пересмотреть. Наверное, это будет голословное и преждевременное заявление, но пока есть шанс…
Похоже, свет в конце тоннеля ведет русское кино все же к реинкарнации, а не смерти.
Автор: Роман Волохов