Массовое убийство от первого лица – можно ли придумать лучшую сцену для завязки детектива? Плевать, что по уликам убийцу вычисляют через шестнадцать часов – им оказывается ветеран войны в Ираке – что дело почти завершено и осталось лишь выбрать меж двух зол. Ведь это кино! Появляется неуловимый герой невидимого фронта и, пардон, подтираясь законом – зачем ему какие-то пределы? – наводит собственный порядок, по уму и справедливости. Знакомый образ? Снова плевать!
Том Круз, руками ломающий ноги и пальцами выдавливающий глаза – за такое зрелище можно простить что угодно и кому угодно.
Поклонники могут долго упрекать
МакКуорри за то, что он сильно по-своему представил образ Ричера – в первую очередь сократил его габариты раза в полтора – а Круза за то, что он, потакая режиссеру, согласился этот образ сыграть. Но давайте будем честными: такой-то герой – что им же самим отрицается – с прошлым и без настоящего, от габаритов не зависит. "Главное, чтобы костюмчик сидел" – и выражение лица а-ля "Я знаю больше, чем вы все вместе взятые, хе-хе" никуда не девалось. Остальное приложится.
"
Джек Ричер" МакКуорри триллером является лишь формально. Создаваемое распутыванием дела напряжение выглядит скорее как дань традиции, нежели реальный инструмент воздействия на глазодвигательный нерв. А то как-то совсем неприлично было бы нагло и беспардонно "забить" на это дело, ценой содержания сильнее углубившись в форму. Нетипично. И все потому, что с самого начала на экране появляется образ, подразумевающий полную непобедимость. Это, очевидно, уже что-то из области психологии – когда экс-вояка играющий с властями аж Соединенных Штатов в живое привидение, вызывает уважение и трепет на подсознательном уровне. Так что, грубо говоря, всю картину можно охарактеризовать одним простым словом – комфортная.
То, что главный герой лично всех накажет методом инъекции свинца в лобную область – заведомо известно и не вызывает вопросов. МакКуорри это, очевидно, прекрасно осознавал, приступая к работе, а потому сразу расстался с иллюзиями сделать все оригинально, чтоб у всех челюсти поотвисали от нетривиальных ходов. Не говоря уже о том, что предстояло экранизировать лет семь как опубликованную и бог-знает-сколько-раз-и-кем прочитанную и перечитанную книгу. Так что, пойдя по пути наименьшего сопротивления, он просто взял, и все обстоятельно, почти по канонам, расписал и снял. Настолько обстоятельно, что, при двухчасовом хронометраже сложно припомнить хоть одну лишнюю сцену. Все как по нотам.
Так и смотрится. Включая все случайные жертвы, подставы, погони и прочее – все это предстает как само собой разумеющееся. Ну, с кем не бывает? Особенно в положении Ричера, с его-то насыщенной жизнью, полной приключений на все точки опоры. Главное здесь – не эмоциональный отклик (которого почти что нет), а наслаждение самим процессом, чистое развлечение. Наблюдать, как все катится к чертям под хвост, как самостийный детектив на полставки раз за разом все вытаскивает обратно и как в процессе слегка юморит по поводу и без, попутно ломая и отстреливая врагам лишние части тела – наблюдать за этим два часа кряду не в тягость, а в радость.
Обобщая, весь фильм завязан на главном герое – тот редкий случай, когда вынесение его имени в заголовок целиком и полностью оправдано сюжетно. Он здесь альфа и омега, пуп киноленты, гость, ставший хозяином – на время, чтобы все уладить. Который приходит и молча все поправляет, чтобы в конце уйти; десятки раз обыгранный в различных ипостасях, начиная с телохранителя Куросавы – если не раньше. Сюда же примешивается снова не новый, но эффектный образ наблюдательного до безобразия детектива-аналитика – такой себе Шерлок Холмс. Получается ядерная смесь.
Надо ли говорить, что Круз привнес в полученный комбинированный типаж бешеную дозу собственного обаяния? Ему здесь только что мотоцикла не хватает (так и не разрешили выписать из "Рока на века") – он, как всегда, умеет показать себя и забавным, и жутким, причем иной раз временной интервал между такими выступлениями стремится к минимуму. Еще в трейлере предупреждавший, мол, последние двое всегда убегают, так что мне работы тут совсем чуть – он себя ведет так на протяжении всей ленты. Поражая сперва проницательностью, а затем и кулаком, полушутливо заигрывая с героиней
Розамунд Пайк – но ни одного поцелуя! – носится по ленте от локации к локации, от человека к человеку как холодная фурия, воплощая в себе образцово-свободного человека. Короче говоря, красота – всем на зависть.
Другая красота в фильме – экшен сцены. Во-первых, в кои-то веки невозможно не упомянуть отдельно звукорежиссера – настолько заметна его работа. Смачный – почти сочный – хруст костей, сопровождаемый вскриками и звуками битых стекол и кафеля – это еще разминка. Настоящий шумовой бум наступает в финальной перестрелке, так что ощущение присутствия вместе с персонажами в карьере лишь усиливается. Никакой музыки – лишь оглушительные звуки выстрелов, стройные и беспорядочные, доносящиеся отовсюду, сопровождаемые редкими бликами прожекторов и ослепительными вспышками стволов. Наконец-то действие не только приятно наблюдать, но и не менее приятно слушать. И, во-вторых, сами драки и перестрелки поставлены классно. Загляденье – при всех невероятных способностях и удаче Ричера, все выглядит не только красиво, но и реалистично. Глаз не оторвать.
Прочие персонажи лишь усиливают то чувство уюта, что окутывает при просмотре фильма – что упрямый прокурор
Ричарда Дженкинса, что смекалистый детектив
Дэвида Ойелоуо, что исполнительный исполнитель Джея Кортни. Но особенно выделяются
Роберт Дюваль и
Вернер Херцог – "Старая гвардия", два скромных титана двух континентов.
Первый здесь – морпех в отставке, который, появляясь лишь к середине фильма, в оставшееся время семимильными шагами наверстывает упущенное. Олицетворение строго наставника, верного сопартийца и случайного, но душевного незнакомца в одном флаконе. Второй – злодей без истории, о жизни которого устами сказано настолько скупо, что легче уж расспросить его калеченые конечности – те одним своим видом говорят намного больше. Отталкивающий, без роду и племени, с очевидно незавидным прошлым, единственное "но" которого – то, как он ведет себя в конце: заключительный микромонолог откровенно плохо вписывается в созданный образ выживальщика.
"
Джек Ричер" производит удивительное впечатление. Сперва кажется, будто только что посмотрел эпизод какого-то детективного мини-сериала, в котором забыли снять пилотную и заключительную серии, да еще и продолжительностью целых два часа. Потом в голове один за другим всплывают ставшие классическими образы из прошлых десятилетий – впору бить тревогу на тему "Было!". Пока, наконец, не начинаешь вспоминать фильм с какой-то душевной теплотой, словно родной – так оседают в памяти только любимые, либо просто атмосферные картины. И понимаешь, что рано или поздно все же придется отнести фильм к одной из этих категорий. Так что лишь остается решить, к какой именно – каждому для себя.
Автор: Роман Волохов