Завершившийся 2012 год принес любителям кино больше разочарований, чем откровений. То, что должно было оглушить ревом гагаринской ракеты, хлюпнуло упавшей в коллектор пробкой от бутылки, то, что должно было с триумфом завершить впечатляющий проект, оказалось пафосной пустышкой, а то, что должно было вернуть магию кино, превратилось в манипуляцию фанбазой. Но, тем не менее, ушедший год рискует стать по-настоящему переломным и определить развитие кино на декады вперед.
Безусловным триумфатором 2012 года стал фильм "
Мстители". Не только благодаря феноменальным кассовым сборам, превысившим полтора миллиарда долларов. Но и потому, что режиссеру
Джоссу Уидону удалось буквально перенести на экраны атмосферу комикса без модных ныне уклонов в "нуар", игр в "реальность" и решающих мучительные вопросы супергероев. "
Мстители" получились дерзкими, бескомпромиссными, красочными и абсолютно фантастическими, не претендующими ни на что, и обещающими зрителю пару часов веселого аттракциона. И это был один из немногих проектов года, полностью оправдавший все возложенные на него надежды.
Главным разочарованием, без всяких сомнений, стал фильм "
Прометей", завороживший зрителей энергетикой своих трейлеров и прекрасным музыкальным сопровождением. Возвращение
Ридли Скотта к своим истокам, которое обещало вдохнуть новую жизнь в сильно сдавшего "Чужого", обернулось демонстрацией могущества современных спецэффектов и полной сценарной и режиссерской беспомощности. Проект, замахнувшийся на создание новой Вселенной, едва окупил в прокате затраты на производство и рекламу и поставил под сомнение дальнейшее развитие франшизы.
Еще две картины, которые номинально соответствовали характеристике "главный фильм года", но упустили шанс действительно стать таковыми: "
Темный рыцарь 2: Возрождение легенды" и "
Хоббит: Нежданное путешествие". Первый должен был поставить точку в новой истории Бэтмена, а второй - начать новую историю Средиземья. В случае с "Темным рыцарем 2" очевидно, что
Кристофер Нолан просто "перегорел" и стремился как можно быстрее стряхнуть с себя бремя стража Готэма, а в случае с первой частью "Хоббита" ясно, что
Питер Джексон, увы, пошел по пути наименьшего сопротивления, сделав ставку на безоговорочную любовь фанатов и неограниченные ресурсы. В итоге получились два весьма успешных в финансовом плане, но довольно бездушных проекта.
Среди откровений 2012 года стоит упомянуть фильмы "
007: Координаты "Скайфолл", "
Третий лишний" и "
Голодные игры". И если в основе успеха последнего популярный литературный первоисточник с уже сформировавшейся армией фанатов, то мощный рывок первых двух оказался полной неожиданностью. 23-й эпизод "бондианы" не только умудрился побить все мыслимые рекорды франшизы, но и стать третьим миллиардером, а фривольная фантазия
Сета МакФарлейна оказалась самой кассовой оригинальной комедией с рейтингом R, отобрав этот титул у "
Мальчишника в Вегасе".
Привычно мощно выступили очередные продолжения полнометражных мультфильмов - "
Ледниковый период 4: Континентальный дрейф" и "
Мадагаскар 3", ставшие, к слову, одними из самых кассовых проектов в истории российского проката. Неплохо перезагрузился "
Человек-паук", и вполне сносно пришла к своему логическому финалу трилогия "
Люди в черном".
И да, без особых происшествий закончилась долгоиграющая сага "
Сумерки". Хотя, фактически, ее осмысленное развитие завершилось уже давно, примерно после второй серии.
Были в ушедшем году и настоящие катастрофы, вроде "
Джона Картера", "
Мрачных теней", "
Белоснежки: Мести гномов", "
Президента Линкольна: Охотника на вампиров" и "
Морского боя", но вспоминать о напрасно потраченных нескольких часах жизни перед новогодними праздниками не особенно приятно.
Среди стереоскопических ререлизов вне всякой конкуренции оказался "
Титаник". 3D-версия второго самого кассового фильма
Джеймса Кэмерона умудрилась заработать в мировом прокате более 300 миллионов долларов, подтвердив совершенно не уменьшающийся интерес зрителей к этой феноменальной картине.
В целом 2012 год был для Голливуда вполне успешным. Во всяком случае, в Северной Америке был побит абсолютный кассовый рекорд, продержавшийся с 2009 года.
Теперь о том, что ждет нас в году наступающем. Естественно, речь идет лишь о проектах, которые в той или иной степени окажут влияние на весь мировой кинорынок. Итак, "Фильмы 2013".
1. "
Крепкий орешек 5. Хороший день, чтобы умереть". Джон МакКлейн возвращается, чтобы выручить своего сына, попавшего в неприятности в опасной Russia.
2. "
Возвращение героя". Первый полноценный сольный проект
Арнольда Шварценеггера после завершения политической карьеры.
3. "
Цель номер один". Потенциальный обладаттель "
Оскаров" в главных категориях, представляющий, как сказал директор ЦРУ, слишком упрощенную версию операции по ликвидации Осамы бин Ладена.
4. "
Оз: Великий и ужасный". Приквел к знаменитому "Волшебнику страны Оз", рассказывающий о том, как провинциальный жулик стал правителем волшебного королевства.
5. "
Джек - покоритель великанов". Экранизация известной сказки.
6. "
Бросок кобры 2". Многострадальный сиквел фантастического боевика, который обрел новое измерение.
7. "
Гостья". Экранизация нового романа Стефани Майер с прицелом на новую франшизу.
8. "
Парк Юрского периода 3D". Это классика в новом качестве.
9. "
Телекинез". Еще одна попытка экранизации произведения
Стивена Кинга.
10. "
Обливион". Фантастический фильм про
Тома Круза и одновременно "темная лошадка" весеннего сезона.
11. "
Кровью и потом". Первый проект, иллюстрирующий творчество
Майкла Бэя за пределами "Трансформеров".
12. "
Железный человек 3". Тони Старк возвращается без Мстителей.
13. "
Стартрек: Возмездие". Капитану Кирку предстоит бороться с Шерлоком и Смаугом одновременно.
14. "
Великий Гэтсби". Попытка
База Лурмана реабилитироваться после кошмара "Австралии".
15. "
Форсаж 6". Тачки, пушки и
Вин Дизель.
16. "
Мальчишник в Вегасе 3". Волчья стая выходит на последнюю охоту.
17. "
После нашей эры". Семейство Смитов на смертельно опасной Земле.
18. "
Человек из стали". Новый Супермен, смахивающий на Бэтмена.
19. "
Университет Монстров". Приквел истории, лежащей в фундаменте Pixar.
20. "
Война миров Z".
Брэд Питт пытается разобраться с зомби, похожими на муравьев.
21. "
Одинокий рейнджер".
Джонни Депп пытается быть непохожим на Джека Воробья в фильме создателя "Пиратов Карибского моря".
22. "
Тихоокеанский рубеж". Долгожданная фантастика
Гильермо Дель Торо, скрестившая Годзиллу и Трансформеров.
23. "
Росомаха: Бессмертный". Новая битва самого популярного Человека Икс.
24. "
300 спартанцев: Расцвет империи". Что-то про Ксеркса.
25. "
Элизиум". Таинственный проект, который готовит
Нил Бломкэмп.
26. "
Гадкий Я 2". Еще больше миньонов.
27. "
Тор: Царство тьмы". Сольный проект второго мстителя
28. "
Голодные игры 2: И вспыхнет пламя". Надежная замена "Сумеркам".
29. "
Хоббит 2: Пустошь Смога". Последняя надежда на хороший приквел "Властелина колец".
30. "
Джек Райан". Возможность возродить популярного в прошлом героя, придуманного Томом Клэнси.
Естественно, каждый зритель может добавить к этому списку свои фильмы.
И последнее. 2012 год действительно имеет все шансы стать по-настоящему переломным. Ведь, несмотря на все технические огрехи первой части "Хоббита", зрителям был представлен первый полнометражный фильм, снятый с повышенной частотой кадров. Пройдет еще немало времени прежде, чем новый стандарт утвердится, а кинематографисты оптимизируют для него съемочные приемы. Но то, что HFR пришел, что называется, всерьез и надолго сомневаться не приходится. Слово за Джеймсом Кэмероном.
Автор: Andrew