И года не прошло, как на экраны вышло своеобразное продолжение "
Мам" – теперь их поздравляют с Новым годом в семейной комедии "
С новым годом, мамы!" Можете считать тему слишком щепетильной, а продюсеров – хитрыми хапугами, которые нашли если не золотую жилу, то, как минимум, небольшой рудник. Можете говорить о том, что апеллирование к материнским инстинктам и детским чувствами в погоне за прибылью – это подло, низко, мерзко и прочее. Можете вытряхивать пепел на головы создателей в надежде на раскаяние последних. Но лучше все-таки расслабиться, настроиться, взять в охапку свою маму, и отправится с ней в кино, дабы убедиться воочию, что "умеют ведь, если захотят, снимать" (как сказала мама моя).
Единственный по-настоящему существенный недостаток этого альманаха – это контраст, даже незримое противостояние между одной, сильнейшей новеллой, и всеми остальными. Да, стилистика, в целом, в этот раз выдержана лучше – все происходит в одной, если так можно выразиться, "тональности". Но одна история слишком резко выбивается – хоть режь на короткометражку и крути в отдельном зале. А теперь хотите узреть настоящее новогоднее чудо? Эту новеллу снял…
Сарик Андреасян (фанфары)! Да-да, тот самый, который беременный армянский карлосон, живущий служебными романами! Позвольте сделать небольшое лирическое отступление.
Это действительно чудо, ибо после такого поневоле начнешь верить не только в Деда Мороза и его кровное родство с Сантой, но и во все сказочно-мифологические пантеоны разом и неподкупность российских чиновников заодно. Начинаешь понимать, что в Новый год действительно все возможно – и ожидание в канун следующего праздника шедевра от
Уве Болла перестает быть чем-то из разряда девиаций и психических расстройств.
Честно, лично я никак не в силах это объяснить. Каким образом этот режиссер – главный претендент на титул убийцы отечественного кинематографа в сверхтяжелом весе – умудрился поставить столь простую, и оттого еще более эмоциональную и сильную историю. Ведь даже на один только сценарий все списать не получится – одного сценария мало, особенно в случаях, когда за дело берется такой, кхм, оригинальный постановщик. Тем более что он сам одним из сценаристов и является. С вариантом "это ж короткометражка, другой формат, практически другой жанр" тоже не все в порядке – меньше года назад в "Мамах" он, мягко говоря, не блистал. А в идею о том, что он вообще причастен лишь к продюссированию, тогда как прочую работу за него выполняли другие люди, я верить не хочу. Не хочу, и все тут.
В общем, на душе у меня настолько потеплело, что я даже искренне пожелаю ему творческих удач. И поменьше лопухов – пусть переходит на более серьезное кино. Ему это вроде как лучше удается.
А пока вернемся к новеллам, пардон мое лирическое отступление, которое все же стало большим. Про Париж, на самом деле, ужасно предсказуемо и бесхитростно. Все становится понятно с самой первой сцены. Но это один из тех случаев, когда форма определяет содержание, а не наоборот, причем делает это профессионально и с чувством такта. История об исполнении самой заветной мечты матери руками сына, безусловно, самая прекрасная во всем альманахе, и на ее фоне теряется даже история с
Безруковым из предыдущего фильма. А финал способен заставить расчувствоваться даже самого черствого и непробиваемого зрителя. Моей маме очень понравилось, а
Павел Воля ее приятнейшим образом удивил – как, правда, и меня самого.
Вот что моей маме не понравилось, как и мне (у нас с ней вообще вкусы очень часто совпадают, воспитание-с), или лучше сказать понравилось меньше всего остального, так это "Виолончелист" с его попытками обмануть мать, которые, в конце концов, привели к закономерному раскаянию и хэппи-энду. Нелепый герой
Виктора Васильева, который от друзей – верного
Харламова – зависит больше, чем от собственных способностей, симпатий ну никак не вызывает, и вообще с не меньшим успехом это могла быть и новелла о дружбе. Но
Татьяна Васильева все искупает, так что "Мой сын – ангел" – слова, которые каждая уважающая себя мать при первой же возможности вложит в свои уста – не только с юмором, но и с чувством эту историю завершают, пусть и уже в лоне другой новеллы.
Одинаково трогательными можно назвать игру в дочки-матери
Екатерины Климовой и счастливые числа
Максима Матвеева. Первое – путь вспять, новелла воспоминаний и нелегкого жизненного пути ради дитя, которому становится сложно уделять время. Матери могут вспомнить жизнь, вспомнить молодость, вспомнить свой жизненный путь, а их дети – особенно взрослые – получат не самое наглядное, но эффектное пособие по достижению целей. А может даже и вызовут в воображении воспоминания того, чему только предстоит свершиться. Второе, правда, скорее уж о папе, в то время как мама в нем выполняет функцию, скажем так, катализатора действия. Пока вспыхнувший надеждой отец ищет неизвестное дитя, образ матери лишь пребывает в голове последнего, причем сильно "за кадром". Однако это совершенно не мешает болеть за главного героя, который, ради счастья – как личного, так и детского – готов, может, и не на все, но ночью подорваться на другой конец города – точно.
В высшей степени странной получилась "Война мам". Новелла, размах которой совершенно не соответствует ее роли в общей канве. Торжественные приготовления, конкурс, две противостоящие семьи, две бывшие подруги, ведущие дочерей по своим стопам, наконец, не в меру смышленые (особенно по мнению моей мамы) девочки – все это, судя по габаритам, должно было быть локомотивом. Но получился лишь фон – побочная линия, которую хочется лишь поскорее пропустить. Как так получилось – вопрос для отдельной дискуссии, но само впечатление, что оставляет эта история, совершенно не подходит ее масштабу.
Остается лишь ждать следующего фильма – теперь про День Матери, наверное, а может и про день ВДВ. Не суть. Главное – что про любимых и единственных, как бы банально это ни звучало, но ведь вся истина – в простоте. Да, еще один сборник определенно не помешает – и еще один, и еще, и еще… мамы много не бывает. А уж с такой-то тенденцией! Кто сказал, что в одну реку нельзя войти трижды? Словом, ждем вас, мамы, возвращайтесь – вы всегда самые желанные гости.
А втор: Роман Волохов